Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности

            Тема: « Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности» (из опыта работы)

Учитель начальных классов Абрамова Л.Н.

« Единственный путь, ведущий
к знанию-это деятельность» Б. Шоу

«Процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (А.А.Леонтьев).

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. .

В чём же сущность деятельностного подхода?

Она раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как, умение читать, слушать и говорить, а формирует   устойчивую  потребность в саморазвитии, самообразовании. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый  мир, необходимы  опреде

лённые навыки мышления и качества личности.  Умение  анализировать, сравнивать, выделять главное,  решать

 проблему, умение давать адекватную самооценку, быть  ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот  с чем  ребёнку необходимо войти в этот мир.   И задача  каждого  учителя  так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому  мне  как  учителю  необходимо  не  только  доступно  все рассказать,  но  и  научить мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий.
Данная статья посвящена вопросу: «Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников»

Великая цель образования — это не знания, а действия”.
                                       (Герберт Спенсер)
Развитие личности человека — это развитие системы «человек — мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Значит, процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно — деятельностный» подход в образовании!

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

В процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно предполагаемая технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.

Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

Компоненты учебной деятельности

(позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)
Мотив деятельности  «Зачем я это изучаю?» 
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися  «Каковы мои успехи и что у меня не получается?»
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи «Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?»
Осуществление контроля «Правильно ли я решаю эту задачу?»
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) «Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?»
Оценка процесса и результата «Какая учебная задача стоит передо мной?»
   


 Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?» построили план действий:

*повторить знания об имени прилагательном;

*определить, с какими частями речи сочетается;

*изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

*определить закономерность изменений, сделать вывод.

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Спряжение глаголов». Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Одним из приемов является ситуация «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока. Другим приемом является группировка, когда ряд слов, предметов, фигур, цифр надо разделить на группы, обосновывая свой выбор.

Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть как классификацию слов: луч, ночь, речь, сторож, мышь. А урок математики по теме «Двузначные числа» можно начать с группировки чисел: 6,12,17,9,73,1,8.

1) Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока.
Например, на уроке  русского языка в 1 классе по теме «Предложение» можно предложить схему:

2) Предлагается тема урока и слова — «помощники»:

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

Проверим…

С помощью слов — «помощников» дети формулируют задачи урока
 3) Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение — есть задача урока. Например: для темы «Число 9 и его состав» проводится наблюдение  над  рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

На уроке  русского языка по теме «Будущее время глаголов» предлагаю детям ряды слов:

Играть – играл – играю –…

Читать – читал – читаю –…

 

4) Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме «Порядок арифметических действий в выражениях со скобками» предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: «Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?».

(63 + 7)*10

24*(16 –  4 * 2)

(42 – 12 + 5)*7

8 * (7 – 2 * 3)

Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

  Практика показывает, что при определённых условиях сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся первого класса. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Например, тема урока » Ударение». Далее, от значения слова определяем задачу урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков «Словосочетание», «Прямоугольник».

Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.

Например, тема урока «Глагол».

 Соберите слово из первых звуков слов: «Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить».

Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

Ситуация «яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и задачи урока.

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока.

Например, тему урока «Мягкий знак в именах существительных после шипящих» можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме «Двузначные числа» можно начать с предложения: «Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема «яркое пятно», но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока «Насекомые».

 Прослушайте и запомните ряд слов: «Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка».

 Что общего во всех словах? (Названия животных)

 Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

Организуется активная познавательная деятельность на поиск закономерности построения ряда составляющих элементов и предположения следующего элемента данного ряда. Доказать или опровергнуть предположение — есть задача урока. Например: для темы «Число 9 и его состав» проводится наблюдение над рядом чисел: 1, 3, 5, 7, …

Приемы, предложенные мною детям результативны, интересны и доступны.  Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления»- говорил Г.А.Цукерман . Каждый учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, позволяющий выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» 

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение, попробовать самим ответить  на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.

Например, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным на этапе актуализации.

Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность применения данного приема такова:

*самостоятельное решение;

*коллективная проверка результатов;

*выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;

*постановка задачи урока.

На этапе обобщения знаний   урок можно начать с «оживления ученического опыта».  Высказываю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие требования:

*проблема возникает, если не даётся образец её решения;

*проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;

*для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.

Например, на уроке окружающего мира можно задать детям вопрос: «Если у кустарника отпилить стебли и оставить только один,  станет он деревом?»

Во время диалога ,высказываются разные точки зрения, обсуждаются их доказательства, из них отбираются  существенные и  участники приходят к общему мнению.  Делаются выводы, убедительные для всех.

Выполнение действий для приобретения недостающих знаний — следующее условие  реализации деятельностного подхода. Учебные действия, с помощью которых школьники решают учебные задачи в структуре  учебной деятельности  следующие:

*восприятие сообщений (слушание учителя или учеников, беседа учителя с учениками, чтение и усвоение текста учебника или другого источника информации);

*наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

*сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

*предметно-практические действия;

*устное или письменное изложение усвоенного материала;

*языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

*подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

*выполнение различных задач и упражнений;

*оценка качества действия, события, поведения.

Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений) — третье условие деятельностного подхода к обучению, связанное с выполнением детьми осознанных учебных действий.

Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». 

Системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся.  На практике убеждаюсь, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике), или, как сегодня говорят, компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.  Усилия направляю на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Стараюсь добиться  не просто правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто  правильности результата, а  правильного выполнения необходимого способа действия. Верный способ действия ведёт к верному результату.

Все средства обучения, входящие в комплект, направлены на овладение детьми отдельных учебных операций, из которых состоит учебное действие. Особое внимание уделяю осознанному усвоению алгоритма действия, т.е. строгой последовательности учебных операций. Ребёнок работает по образцу, затем вместе с учителем. И только потом самостоятельно.  При затруднениях   ученик может воспользоваться   специальными подсказками — напоминаниями, помогающими  самостоятельно справиться с задачей.  Например, при выполнении задания по русскому языку по  теме «Антонимы»:

Ученик может воспользоваться подсказкой авторов учебника:

Антонимы должны отвечать на один и тот же вопрос.

Как многие учителя я сталкиваюсь с такой проблемой. Ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией  в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки.  В работе с такими детьми необходимы дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы, модели, цель которых – помочь запомнить последовательность операции
Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального года обучения

Предложенные приёмы результативны, интересны и доступны моим ученикам. Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, но и учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Этому способствует и работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.

В своей практике использую задания творческого характера. Очень интересным и эффективным считаю приём творческого рассказывания. На уроках окружающего мира применяю следующие виды рассказов:

сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.);

описательный рассказ на основе сравнения (« Современная и старая школа», «Лес и луг» и т.д.);

рассказ-этюд – небольшое яркое образное описание предмета (явления);

рассказ-сочинение о каком-либо событии (« Чему я научился у природы» и др.);

рассказ – диалог — достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ — описание с диалогом («Разговор человека с деревом», « О чём щебечут воробьи?» и др.)

Очень нравится моим ученикам выполнять творческие задания с использованием музыки и живописи. Ценность этих заданий в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видов деятельности: слушания музыки и рассматривания репродукций картин.

Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. ( Примеры сюжетно-ролевых игр — «В магазине», «Мы – пассажиры», « В славянском поселении» и др.). «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.

На уроке больше устают не от интенсивной работы, а от ОДНООБРАЗИЯ И СКУКИ!

Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».  

обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 5 =