Л.Н.Абрамова
МБОУСОШ №1 г. Биробиджан
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития коммуникативной деятельности младшего школьника на уроках русского языка. Представлены фрагменты уроков с проблемными заданиями и деятельностным подходом к обучению, которые способствуют развитию данного вида деятельности и интереса к предмету.
Формирование Коммуникативной Компетенции У Младших Школьников На Уроках Русского Языка (из Опыта Работы)
Российское педагогическое сообщество вполне отчетливо осознало необходимость ежедневной кропотливой работы по созданию условий развития личностных качеств учащихся, без которых вхождение в реальную жизнь будет затруднено. Родители учащихся начальных классов хотят, чтобы школа научила ребенка быть успешным в окружающем мире, воспитала волю и характер, заложила умение жить среди людей, сформировала умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни.
Но в настоящее время еще не решена проблема, характерная для нашей школы, когда ученик, хорошо овладев набором теоретических знаний, испытывает значительные трудности в их применении для решения задач в жизненных условиях. А это значит развивать в первую очередь коммуникативную деятельность ребенка, так как многие из них не владеют в должной мере нормами и правилами общения (делового, повседневного, праздничного и др.); не достигли уровня речевого развития, не способны вступить в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных и других характеристик; не умеют взаимодействовать с собеседником, убедить в силе своих аргументов, не могут правильно оценить собеседника.
Приёмы позволяющие сформировать у учащихся коммуникативные умения:
-
умение говорить
-
запоминать и удерживать информацию
-
производить анализ услышанного и оценивать
-
способность общаться с взрослыми и т.д.
Развивать коммуникативную деятельность младших школьников помогают использование педагогических средств:
-
коллективное обсуждение,
-
работа в парах, в группах и индивидуально,
-
проблемные ситуации, вопросы, задания,
-
работа по созданию алгоритма,
-
тестирование.
Так, например, на уроке русского языка при изучении фонетического анализа слова учащиеся работают в группах.
Задание: Выбери любое слово, проведи фонетический анализ. Используй помощь группы или учителя в случае затруднений.
Поощряется дружная спокойная обстановка в группе.
1 балл |
2 балла |
3 балла |
цирк шило |
вьюга юла |
просьба сшить |
Тема: «Главные члены предложения»(фрагмент урока)
Давайте подумаем:
-Без чего предложение не может существовать? О ком или о чем говорится в предложении? У мамы на плите убежало молоко.
-Насколько важно первое слово?
-Можно ли его заменить?
-Какие слова заменить нельзя?
Вывод: слова, без которых не может обойтись предложение – его грамматическая основа.
— Как можно назвать эти слова по-разному?
Проблемные задания:
№1 Правильно ли Лена нашла подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Докажи свой ответ.
Валя с Галей пошли в театр.
Бабушка вяжет красивый свитер.
№2 Работа в парах
Впишите в клетки кроссворда подлежащее и узнаете заголовок маленького рассказа.
Материал должен подаваться проблемно, выстраиваться не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности, давать возможность ученику сформулировать свое мнение или предложение.
Например, давай подумаем:
-Все ли группы слов каждой строчки, написанные с большой буквы, можно считать предложением.
-
В каникулы. Ребята гуляли. В лесу.
-
На дереве они увидели. Дятла и белку.
-Запиши в каждой строке предложение, подчеркни главные члены.
Работа в парах (обменяться тетрадями)
— Проверь предложение. Найди 4 орфограммы корня.
Гармоничное сочетание различных форм работы с учащимися – самостоятельной, индивидуальной, коллективной, в парах, группах – позволяет детям более успешно усвоить учебный материал, повысить свою коммуникативную компетентность.
Например, коллективная работа. Игра «Заморочки из бочки»
«Что мы знаем о прилагательном»
-
Что такое имя прилагательное?
-
Как изменяется имя прилагательное?
-
Какое окончание имеет имя прилагательное в женском роде?
-
Какое окончание имеет имя прилагательное в мужском роде?
-
Какое окончание имеет имя прилагательное в среднем роде?
-
Какой части речи подчиняется?
Интересная работа, повышающая самооценку ученика, связана с выбором заданий по шкале трудности.
-
Например, найди имя прилагательное (3 балла):
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
-
Подбери к словам в скобках однокоренные прилагательные и соедини с существительным (4 балла)
Погода (дождь), песня (печаль), день (тихо), книга (ум).
-
Запиши прилагательные с существительными, с которыми их можно употребить (5 баллов)
(Лето, вода, привет) – горячий, знойный
(платье, костюм, глаз) — коричневый, шоколадный
Развитие коммуникативной деятельности учащихся невозможна без компонентов творческого мышления, эмоционально-чувственных переживаний, познавательной активности. Это хорошо прослеживается на уроках развития речи.
Тема: Учимся писать письма (фрагмент урока)
Составление поздравительной открытки.
-
Звуковая поздравительная открытка ко дню рождения.
Условие: в поздравлении не должно звучать то, что уже слышали.
-
Обсуждение.
-Какое обращение понравилось?
-Как обратились бы к взрослому, к сверстнику?
-Какие пожелания захотелось использовать в своих поздравлениях?
Групповая работа.
Оформление поздравительной открытки согласно теме: другу, учителю, президенту.
Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет учителям: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Научите их, что польза – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого»
Например, тема: Когда глаголы особенно важны?
— Чтобы определить тему урока, решим ряд орфографических задач
-Прочитайте слова:
на тропе, морозный, прыгать, мягкий, входить, говорить, у березки, осенний, класс.
-Найдите в словах орфографические задачи, которые можно решить.
— В каких словах орфографические задачи решить еще не можем?
— Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (на части речи, служебные и самостоятельные, по орфограммам: безударный гласный., парный согласный, удвоенный согласный)
— Как отличить одну часть речи от другой? (2 грамматических признака: на какой вопрос отвечает, что обозначает)
-Выпишите глаголы.
-Назовите их.
-Чем глаголы отличаются от других частей речи?
-Что объединяет глаголы? (начальная форма)
-Какая часть речи будет главной на уроке? (глагол)
III. Работа по теме:
1)-Прочитайте главный вопрос урока.
Когда глаголы особенно важны?
-Попробуйте ответить на этот вопрос.
-В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
-Познакомимся с отрывком упражнения 228 (задачник)
-Прочитайте, определите, о чем в нем говорится? (о том, как падают листья, как летят лист за листком)
-Озаглавьте отрывок. Запишите.
Падают листья.
-Решите орфографическую задачу в слове листья.
-Подчеркните глаголы. Назовите их. (Сорвался, покачался, упал).
-Прочитайте 1 вопрос (можно ли нарисовать картину одними глаголами)
(нет, но они очень важны, они показывают движение.)
2)-Прочитайте упр. 229 учебника, проверьте, подтверждаются ли наши наблюдения
-Проверьте, подтверждаются ли наши наблюдения? Почему?
Вывод учителя: все части речи важны для выражения мысли. У каждой часть речи своя работа.
— А когда мы используем глаголы? (когда хотим показать действия людей или животных, движение предметов).
3) -Выполните действия:
Хлопнуть
Топнуть
Нагнуться
Прогнуться
Потянуться.
4)-Узнаем совет учебника (читаем вслух)
-Как понимаете этот совет?
-Смогла ли девочка воспользоваться этим советом, когда писала изложение по рассказу А.Куприна о кошке Ю-ю.
Прочитайте упр.230 внизу.
-Девочка показала действия кошки или о них кратко сообщила? (кратко, как входила и здоровалась)
-Вам понятно как она здоровалась?
-Интересно узнать?
-давайте прочитаем в задачнике упр. 231.
-Прочитайте вопрос к тексту (автор, показал действия, которые сменяли друг друга и точно называл их словами)
-Давайте эти действия отобразим в мультфильме.
-Сколько кадров можно сделать? Обозначьте цифрами в тексте.
-Сколько кадров?
-Какой кадр первый?….
1
открывала
2
входила
3
вспрыгивала
-А сейчас еще один кадр. Что делала? (тыкала, говорила «Мурр» — одновременно)
—
4
тыкала, говорила
Значит два действия совершаются одновременно
— Вот и получился мультфильм.
— Кратко перескажем, получившийся мультфильм.
-Как его можно назвать?
Как здоровалась Ю-ю.
-Спишите текст, пользуясь памяткой.
5) -Подчеркните слова, которые помогают представить нарисованную картину.
-Какой частью речи они являются?
-А можно лишь одними глаголами нарисовать картину?
-Какие еще части речи использовал автор?
-В первом предложении подпишите все части речи.
-Назовите имена существительные.
-Прочитайте последний вопрос к упражнению. (одушевлен., собствен.)
Ю-ю [йуйу] – 2б., 4 зв.
Итог
-Что делала Ю-ю (по рисункам)
-Прочитайте вопрос урока
(когда мы хоти показать действия людей или животных, движение предметов).
Фрагмент урока русского языка в 3 классе
«Размышляем о прошедшем времени»
-
Орфографическая минутка:
Посмотрел, услышал, желтел, мелькал, сломал, прочитал, провожал.
-Что объединяет эти слова
— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?
-Что общего у всех этих слов?
Определите тему урока.
-Что мы уже знаем?
-Что предстоит узнать?
-
Актуализация опорных знаний.
-Докажите, что слова писались и писалась – это формы одного слова.
-Что можно сказать об этом слове как о части речи?
— Итак, мы выяснили, что это глаголы в форме прошедшего времени.
-Как образуются глаголы прошедшего времени?
Цель нашего урока – ответить на этот вопрос.
-
Работа над новой темой.
-
Прочитайте сообщение автора учебника и выделите в нем новые сведения. Упр. 290
-
Прочитайте записанное на доске предложение:
На темном небе сверкнула и быстро исчезла молния.
-Найдите глаголы прошедшего времени.
-Что у них общего?
-Еще, какие суффиксы встретились у глаголов (а, у, е, о)
-как нужно решить орфографическую задачу, чтобы правильно написать суффикс?
-Обратитесь к правилу еще раз.
-
Тренировочные упражнения
Запись на доске
– н.ф. клеить – клеила
– н.ф. поджарить – поджарила
– н.ф. ударить-ударила
-
ФИЗМИНУТКА
-
Упражнения (работа в парах)
Каждая пара получает карточку с фразеологическим оборотом, который нужно заменить одним словом:
Водить за нос — обмануть – обманул, обманула
Дать стрекоча —
Чесать языки –
Ломать голову –
Выходить из себя –
-
Зрительный диктант
Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в лесу припас.
-Найдите грамматическую основу предложения
-Определите время глаголов.
-Какая примета времени? В чем ее особенность?
Итог урока
-Как проверить суффикс у глаголов прошедшего времени?
Дом. Задание
Упр.288
-Подумайте, почему окончание у глаголов прошедшего времени единственного числа называют родовым.
Таким образом, развитие коммуникативной деятельности младших школьников на уроках русского языка реализуется посредством использования разнообразных форм, приёмов и методов работы.