Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках русского языка (из опыта работы)

Л.Н.Абрамова

МБОУСОШ №1 г. Биробиджан

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития коммуникативной деятельности младшего школьника на уроках русского языка. Представлены фрагменты уроков с проблемными заданиями и деятельностным подходом к обучению, которые способствуют развитию данного вида деятельности и интереса к предмету.

Формирование Коммуникативной Компетенции У Младших Школьников На Уроках Русского Языка (из Опыта Работы)

Российское педагогическое сообщество вполне отчетливо осознало необходимость ежедневной кропотливой работы по созданию условий развития личностных качеств учащихся, без которых вхождение в реальную жизнь будет затруднено. Родители учащихся начальных классов хотят, чтобы школа научила ребенка быть успешным в окружающем мире, воспитала волю и характер, заложила умение жить среди людей, сформировала умение учиться и многое другое, необходимое в реальной жизни.

Но в настоящее время еще не решена проблема, характерная для нашей школы, когда ученик, хорошо овладев набором теоретических знаний, испытывает значительные трудности в их применении для решения задач в жизненных условиях. А это значит развивать в первую очередь коммуникативную деятельность ребенка, так как многие из них не владеют в должной мере нормами и правилами общения (делового, повседневного, праздничного и др.); не достигли уровня речевого развития, не способны вступить в контакт с людьми с учетом их половозрастных, социально-культурных и других характеристик; не умеют взаимодействовать с собеседником, убедить в силе своих аргументов, не могут правильно оценить собеседника.

Приёмы позволяющие сформировать у учащихся коммуникативные умения:

  • умение говорить

  • запоминать и удерживать информацию

  • производить анализ услышанного и оценивать

  • способность общаться с взрослыми и т.д.

Развивать коммуникативную деятельность младших школьников помогают использование педагогических средств:

  • коллективное обсуждение,

  • работа в парах, в группах и индивидуально,

  • проблемные ситуации, вопросы, задания,

  • работа по созданию алгоритма,

  • тестирование.

Так, например, на уроке русского языка при изучении фонетического анализа слова учащиеся работают в группах.

Задание: Выбери любое слово, проведи фонетический анализ. Используй помощь группы или учителя в случае затруднений.

Поощряется дружная спокойная обстановка в группе.

1 балл

2 балла

3 балла

цирк

шило

вьюга

юла

просьба

сшить

Тема: «Главные члены предложения»(фрагмент урока)

Давайте подумаем:

-Без чего предложение не может существовать? О ком или о чем говорится в предложении? У мамы на плите убежало молоко.

-Насколько важно первое слово?

-Можно ли его заменить?

-Какие слова заменить нельзя?

Вывод: слова, без которых не может обойтись предложение – его грамматическая основа.

— Как можно назвать эти слова по-разному?

Проблемные задания:

1 Правильно ли Лена нашла подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Докажи свой ответ.

Валя с Галей пошли в театр.

Бабушка вяжет красивый свитер.

2 Работа в парах

Впишите в клетки кроссворда подлежащее и узнаете заголовок маленького рассказа.

Материал должен подаваться проблемно, выстраиваться не для запоминания, а для организации мыслительной деятельности, давать возможность ученику сформулировать свое мнение или предложение.

Например, давай подумаем:

-Все ли группы слов каждой строчки, написанные с большой буквы, можно считать предложением.

  1. В каникулы. Ребята гуляли. В лесу.

  2. На дереве они увидели. Дятла и белку.

-Запиши в каждой строке предложение, подчеркни главные члены.

Работа в парах (обменяться тетрадями)

— Проверь предложение. Найди 4 орфограммы корня.

Гармоничное сочетание различных форм работы с учащимися – самостоятельной, индивидуальной, коллективной, в парах, группах – позволяет детям более успешно усвоить учебный материал, повысить свою коммуникативную компетентность.

Например, коллективная работа. Игра «Заморочки из бочки»

«Что мы знаем о прилагательном»

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. Как изменяется имя прилагательное?

  3. Какое окончание имеет имя прилагательное в женском роде?

  4. Какое окончание имеет имя прилагательное в мужском роде?

  5. Какое окончание имеет имя прилагательное в среднем роде?

  6. Какой части речи подчиняется?

Интересная работа, повышающая самооценку ученика, связана с выбором заданий по шкале трудности.

  1. Например, найди имя прилагательное (3 балла):

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

  1. Подбери к словам в скобках однокоренные прилагательные и соедини с существительным (4 балла)

Погода (дождь), песня (печаль), день (тихо), книга (ум).

  1. Запиши прилагательные с существительными, с которыми их можно употребить (5 баллов)

(Лето, вода, привет) – горячий, знойный

(платье, костюм, глаз) — коричневый, шоколадный

Развитие коммуникативной деятельности учащихся невозможна без компонентов творческого мышления, эмоционально-чувственных переживаний, познавательной активности. Это хорошо прослеживается на уроках развития речи.

Тема: Учимся писать письма (фрагмент урока)

Составление поздравительной открытки.

  1. Звуковая поздравительная открытка ко дню рождения.

Условие: в поздравлении не должно звучать то, что уже слышали.

  1. Обсуждение.

-Какое обращение понравилось?

-Как обратились бы к взрослому, к сверстнику?

-Какие пожелания захотелось использовать в своих поздравлениях?

Групповая работа.

Оформление поздравительной открытки согласно теме: другу, учителю, президенту.

Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет учителям: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Научите их, что польза – главное. Главное – воспитание в человеке человеческого»

Например, тема: Когда глаголы особенно важны?

— Чтобы определить тему урока, решим ряд орфографических задач

-Прочитайте слова:

на тропе, морозный, прыгать, мягкий, входить, говорить, у березки, осенний, класс.

-Найдите в словах орфографические задачи, которые можно решить.

— В каких словах орфографические задачи решить еще не можем?

— Подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? (на части речи, служебные и самостоятельные, по орфограммам: безударный гласный., парный согласный, удвоенный согласный)

— Как отличить одну часть речи от другой? (2 грамматических признака: на какой вопрос отвечает, что обозначает)

-Выпишите глаголы.

-Назовите их.

-Чем глаголы отличаются от других частей речи?

-Что объединяет глаголы? (начальная форма)

-Какая часть речи будет главной на уроке? (глагол)

III. Работа по теме:

1)-Прочитайте главный вопрос урока.

Когда глаголы особенно важны?

-Попробуйте ответить на этот вопрос.

-В конце урока мы вернемся к этому вопросу.

-Познакомимся с отрывком упражнения 228 (задачник)

-Прочитайте, определите, о чем в нем говорится? (о том, как падают листья, как летят лист за листком)

-Озаглавьте отрывок. Запишите.

Падают листья.

-Решите орфографическую задачу в слове листья.

-Подчеркните глаголы. Назовите их. (Сорвался, покачался, упал).

-Прочитайте 1 вопрос (можно ли нарисовать картину одними глаголами)

(нет, но они очень важны, они показывают движение.)

2)-Прочитайте упр. 229 учебника, проверьте, подтверждаются ли наши наблюдения

-Проверьте, подтверждаются ли наши наблюдения? Почему?

Вывод учителя: все части речи важны для выражения мысли. У каждой часть речи своя работа.

— А когда мы используем глаголы? (когда хотим показать действия людей или животных, движение предметов).

3) -Выполните действия:

Хлопнуть

Топнуть

Нагнуться

Прогнуться

Потянуться.

4)-Узнаем совет учебника (читаем вслух)

-Как понимаете этот совет?

-Смогла ли девочка воспользоваться этим советом, когда писала изложение по рассказу А.Куприна о кошке Ю-ю.

Прочитайте упр.230 внизу.

-Девочка показала действия кошки или о них кратко сообщила? (кратко, как входила и здоровалась)

-Вам понятно как она здоровалась?

-Интересно узнать?

-давайте прочитаем в задачнике упр. 231.

-Прочитайте вопрос к тексту (автор, показал действия, которые сменяли друг друга и точно называл их словами)

-Давайте эти действия отобразим в мультфильме.

-Сколько кадров можно сделать? Обозначьте цифрами в тексте.

-Сколько кадров?

-Какой кадр первый?….

1

открывала

2

входила

3

вспрыгивала

 

-А сейчас еще один кадр. Что делала? (тыкала, говорила «Мурр» — одновременно)

4

тыкала, говорила

Значит два действия совершаются одновременно

— Вот и получился мультфильм.

— Кратко перескажем, получившийся мультфильм.

-Как его можно назвать?

Как здоровалась Ю-ю.

-Спишите текст, пользуясь памяткой.

5) -Подчеркните слова, которые помогают представить нарисованную картину.

-Какой частью речи они являются?

-А можно лишь одними глаголами нарисовать картину?

-Какие еще части речи использовал автор?

-В первом предложении подпишите все части речи.

-Назовите имена существительные.

-Прочитайте последний вопрос к упражнению. (одушевлен., собствен.)

Ю-ю [йуйу] – 2б., 4 зв.

Итог

-Что делала Ю-ю (по рисункам)

-Прочитайте вопрос урока

(когда мы хоти показать действия людей или животных, движение предметов).

Фрагмент урока русского языка в 3 классе

«Размышляем о прошедшем времени»

  1. Орфографическая минутка:

Посмотрел, услышал, желтел, мелькал, сломал, прочитал, провожал.

-Что объединяет эти слова

— На какие 2 группы можно разделить эти глаголы?

-Что общего у всех этих слов?

Определите тему урока.

-Что мы уже знаем?

-Что предстоит узнать?

  1. Актуализация опорных знаний.

-Докажите, что слова писались и писалась – это формы одного слова.

-Что можно сказать об этом слове как о части речи?

— Итак, мы выяснили, что это глаголы в форме прошедшего времени.

-Как образуются глаголы прошедшего времени?

Цель нашего урока – ответить на этот вопрос.

  1. Работа над новой темой.

  1. Прочитайте сообщение автора учебника и выделите в нем новые сведения. Упр. 290

  2. Прочитайте записанное на доске предложение:

На темном небе сверкнула и быстро исчезла молния.

-Найдите глаголы прошедшего времени.

-Что у них общего?

-Еще, какие суффиксы встретились у глаголов (а, у, е, о)

-как нужно решить орфографическую задачу, чтобы правильно написать суффикс?

-Обратитесь к правилу еще раз.

  1. Тренировочные упражнения

Запись на доске

 – н.ф. клеить – клеила

 – н.ф. поджарить – поджарила

 – н.ф. ударить-ударила

  1. ФИЗМИНУТКА

  2. Упражнения (работа в парах)

Каждая пара получает карточку с фразеологическим оборотом, который нужно заменить одним словом:

Водить за нос — обмануть – обманул, обманула

Дать стрекоча —

Чесать языки –

Ломать голову –

Выходить из себя –

  1. Зрительный диктант

Фиалки, ландыши для нас

Веселый май в лесу припас.

-Найдите грамматическую основу предложения

-Определите время глаголов.

-Какая примета времени? В чем ее особенность?

Итог урока

-Как проверить суффикс у глаголов прошедшего времени?

Дом. Задание

Упр.288

-Подумайте, почему окончание у глаголов прошедшего времени единственного числа называют родовым.

Таким образом, развитие коммуникативной деятельности младших школьников на уроках русского языка реализуется посредством использования разнообразных форм, приёмов и методов работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 1 =