Имя числительное как часть речи

Класс — 6;

Продолжительность урока – 40 минут;

Оборудование к уроку:

— компьютер,

— мультимедийный проектор,

— учебная доска,

— учебник,

— тетради,

— мел,

— шариковые ручки,

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.

  2. Повторение пройденного материала – 10 минут.

  3. Сообщение темы и цели урока – 2 минуты.

  4. Новая тема – 15 минут.

  5. Закрепление – 9 минут.

  6. Итоги урока – 3 минуты.

  7. Домашнее задание – 2 минуты.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Знакомство с признаками имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

  1. Развивающая:

Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

  1. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое, воспитывать любовь к школе.

Ход урока.

  1. Оргмомент. (Двадцать пятое января. Классная работа).

  2. Новая тема.

1)Мобилизующий этап.

Учитель

Ученики.

— Прочитайте пословицы: (1 слайд)

Школа – второй дом.

Тетрадка соседа школьнику в радость.

Двое стараются, а третий улыбается.

Одну школу тысячи учеников прославляют.

— Какая тема объединяет представленные пословицы?

— Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.

— Напишите эти пословицы, подчеркните в словах орфограммы.

— Объясните постановку тире в первом предложении.

Можно объединить пословицы:

Школа – второй дом и Одну школу тысячи учеников прославляют. В них говорится о том, что дети приходят в школу как в родной дом, в котором всё знают, любят и ценят, а, получив знания, уходят со двора родной школы, получают профессиональное образование и славятся своими заслугами, а школа гордится своими выпускниками. Можно объединить пословицы:  Одно краденое словечко школьнику слаще и Двое стараются, а третий улыбается. В них говорится о том, что одни ученики добросовестно работают, а другие — нет.

2)Формулирование темы и целей урока.

Учитель.

Ученик.

— Еще раз внимательно прочитайте пословицы и скажите, какие слова относятся к теме нашего сегодняшнего урока?

Сейчас проверим, правы вы были или нет. Внимательно прослушайте загадку и назовите правильный ответ.

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

— О какой части речи говорится в загадке?

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи». (Слайд 3)

— Ребята сформулируйте, пожалуйста, задачи урока.

имя числительное.

тема сегодняшнего урока – «Имя числительное как часть речи».

Задачи нашего урока:

1.Познакомиться с именем числительным как частью речи;

2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи.

3)Изучение нового материала.

Учитель.

Ученики.

1.Поисковая познавательная работа.

— Ребята, давайте обратимся к тексту загадки и определим, какие признаки числительного скрываются в нем: (Сл. 4)

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

— Итак, теперь попытаемся сформулировать определение. Что такое имя числительное?

— А теперь проверим правы мы были или нет, откройте ваши учебнике на стр. , прочитайте правило и скажите: все ли признаки имени числительного мы перечислили?

3.Грамматические свойства числительных.

— А теперь поговорим об особенностях этой части речи.

! Историческая минутка

— Ребята, внимательно посмотрите в свои тетрадки и назовите самое первое числительное, которое мы написали.

— Расскажите, пожалуйста, об истории происхождения слова «двадцать», кто готов ответить? (слайд 5)

— А как в давние времена именовалось множество предметов, людей, событий?

! Грамматическая задача (работа в парах) (слайд 6)

Прочитайте задание и запишите правильный ответ.

1. В каком году образовалась наша школа?

А)В тысяча девятьсот тридцать втором году

Б) В тысяча девятьсот сорок четвертом году

В)В тысяча девятьсот пятьдесят третьем году

2. Сколько корпусов в нашей школе? (сл. 7)

А) пять

Б) восемь

В) одиннадцать

3. Сколько лет мы учимся в новом здании?

А) пять (сл.8)

Б) шесть

В) девять

— Ребята, на какие вопросы отвечают числительные, представленные в задании?

— А можем ли мы по вопросу объединить числительные в одну «семью» (группу)?

— Ребята, а как эти группы называются?

— Что мы можем сказать о числительных, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? Знаком ли вам данный вопрос?

— А чем отличаются числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО?

— Итак, ребята! Обратите внимание, что числительное имеет общие морфологические признаки как прилагательного, так и существительного. Можем ли мы отнести слова-числительные к данным частям речи?

6. Разряды числительных по значению

— Как влияет вопрос на «местожительство» имен числительных?

Сколько?– количественные числительные.

Какой? – порядковые числительные. (сл.9)

Почему они так называются?

Комментирование домашнего задания:

— Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: упр. 396. Прочитайте задание, все ли вам понятно. При выполнении д/з обратите внимание на нашу грамматическую задачку. (НА ДОСКЕ)

4.Физкультминутка.

Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть

5.Синтаксическая функция.

— Еще одна особенность имени числительного.

— Прочитайте предложения. Спишите и подчеркните числительные как члены предложения. (НА ДОСКЕ)

1.Три ступени знаний преодолевает ученик в школе. (Запишите его)

— О каких ступенях знаний идет речь?

Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Назовите подлежащее в данном предложении.

2. Восемьдесят да пятьвосемьдесят пять. (запишите его)

— Что символизирует это число, как оно связано с нашей школой?

Назовите имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает. Назовите ГО в предложении.

— Теперь поработаем с третьим предложением.

3. Наш классный кабинет находится на втором этаже. (Запишите его)

— На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? Чем являются в предложении?

— Какими еще членами предложения могут являться числительные? Приведите примеры из учебника.

4) Закрепление.

Игра «Морфологическая квест». (Сл. 11)

Ребята, а теперь я предлагаю вам решить лингвистическую задачку. Откройте, пожалуйста, упр. 395 и прочитайте задание.

— Что необходимо будет сделать, чтобы поселить жителей в правильный город Ознакомимся с примером.

— Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи – существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под ней. Сформулируйте задание. Самостоятельно в тетрадях.

— Какое таблица осталась незаполненной? Заполните ее двумя своими примерами.

А теперь поменяйтесь тетрадками и проверьте работу соседа по критериям. (критерии и таблица на слайде) (Сл. 12)

— общее значение

— вопросы

— изменяется по падежам

— Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: который и сколько. Обозначает порядок предметов при счете.

Две группы числительных и т.д.

двадцать пятое (января)

Два десятка — двадцать,

три де­сятка — тридцать.

Один на десяти — одиннадцать,

два на десяти — двенадцать

тьма

да

имеет признаки прилагательного

один признак существительного

Нет. По грамматическим свойствам эти слова не относятся ни к существительным, ни к прилагательным, а образуют особую часть речи – числительное.

В предложении Три ступени знаний преодолевает ученик в школе числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов. Младшая школа, средняя и старшая

1) В предложении бывают подл, сказ, опр. 2)Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое?

2)Сколько? – количественные числительные.

Какой? – порядковые числительные.

два, три, четыре (словарное слово)

Количественные.

Слова, написанные под таблицей, надо разделить по частям речи.

Имя числительное.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол

Четыре яблока, сто деревьев, пять секунд, сотый по списку, пятый день четвертый месяц

Четвёрка за ответ, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, четверть часа

Столетний дуб,

Пятиэтажный дом,

Удвоить, утроить

5) Итоги урока.

Учитель

Ученики.

— Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?

— Что нового мы узнали?

Сегодня мы познакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи.

Ответы учеников.

6) Оценки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × один =