Имя прилагательное как часть речи

 

«Имя прилагательное как часть речи». (5 класс)

Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи: 

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в парах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя. (1 слайд)

— Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны слова. А какие слова нам нужны? (имена прилагательные).

постановка целей и задач урока.

(слайд 1) Запись темы.

Имя прилагательное.

— Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

— Как вы понимаете смысл названия части речи?

Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.

  1. Изучение новой темы.

— Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5 место.

Итак, давайте вспомним, что же мы знаем об этой части речи.

«Визитная карточка» (работа в парах) (2 слайд)

II. Сейчас мы в месте с вами составим конспект (работа ребят у доски).

— Что обозначает? (обозначает признак предмета)

— На какие вопросы отвечает (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?)

— Как изменяется? (имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное).

— Чем является в предложении. (В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения).

2. Работа с предложениями. (НА ДОСКЕ)

Мороз жгуч.

Зимою нас кусает жгучий мороз.

Мороз жгучий вокруг.

— Внимательно посмотрите на предложения.

— Найдите прилагательных в предложениях и определите каким членом предложения они могут являться?

Вывод:

Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.

Назовите такие прилагательные. На какой вопрос они отвечают?

Это краткие прилагательные.

— Когда же чаще всего мы используем прилагательные?

1. Задание: (3 слайд)

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных.

Цвет: Белый,…

Вкус: сладкий,…

Размер: большой,…

Температура: холодный,…

Качество характера: добрый,…

2. Читаю миниатюру С.Сахарова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”. Восстановите это прилагательное. (4 слайд)

. . . . . . озеро.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.

Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.

Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну.

И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко.

А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.

– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная (пока идет работа по миниатюре, часть класса работает по карточкам).

Физкультминутка.

Массаж рук.

Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

— Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, умный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, хороший, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.

  1. Закрепление.
  1. Работа с поэтическим текстом.

— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту – стихотворению С. Есенина: (взаимопроверка)

А кругом р…са ж…мчужная

Отливала блестки алые,

И над оз…ром серебряным

Камыши, склонясь, ш…пталися. (5 слайд)

— Назовите орфограммы, пропущенные в словах (безударные гласные в корнях слов). Подберите проверочные слова.

— Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его характеристику.

— Какую картину природы вы себе представили?

Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину? (НА ДОСКЕ)

Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые). Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

— Как вы понимаете выражения?

— Выпишите словосочетания сущ. + прил. Определите род, число и падеж.

— Могут ли существительные и прилагательные быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

— Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(Нет.)

Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

  1. Подведем итог урока.

Промежуточный итог.

Предлагаю вам небольшой тест. (Слайд 6)

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

А) Что делать? Что сделать?
Б) Какой? Чей?
В) Когда? Где?

2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное.

А) С наречием
Б) С местоимением
В) С имением существительным

3. Что обозначает прилагательное

A) Предмет
Б) Признак предмета
B) Действие предмета

4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное.

А) Подлежащим
Б) Определением
В) Сказуемым

«Резервные минутки»

А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

1) По данным словам — признакам предмета (прил.) отгадайте слова-предметы (сущ.):

Мягкий, теплый, пушистый, забавный, маленький, прехорошенький, усатый, игривый, шустрый, очаровательный, шаловливый … (котенок)

,) Круглое, душистое, вкусное-превкусное, сочное, ароматное, краснобокое … (яблоко)

2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Итоги. Домашнее задание. (Слайд 7)

— Нарисуй портрет имени прилагательного.

— Сочинение-миниатюра «Почему у прилагательного такое странное название?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + девять =