История души человеческой на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Анализ повести «Бэла»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Цель :познакомить учащихся с героями повести «Бэла», подвести учащихся к пониманию сложного двойственного, противоречивого характер Печорина; проанализировать представление Печорина о любви, дружбе, общественных связях; понять, почему герой при его неуемной энергии, силе чувств обречен на одиночество в кругу людей, которые пытаются понять его и искренне его любят.

Ход урока

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытней и не полезней истории целого народа…» М.Ю. Лермонтов

Итак, «Герой нашего времени». Герой. Какие значения есть у этого слова? В каком значении слово интересует нас? Нашего времени. Это какого? (Лермонтовского. 30х годов 19 века)

В чем особенности жанра этого романа? (Социально-психологический) Что это значит? Психологизм – углубленное изображение духовных переживаний.

-Тема звучит так: История души человеческой. Значит, какая задача стоит перед нами на уроке? (Исследовать духовный мир современного героя.)

Что помогает автору показать историю души главного героя? (Композиция)

Индивидуально у доски подготовить ответ

Индивидуально у доски противоречивость характера

Индивидуальное задание по вступлению

Вы говорили о поколении 30 годов 19 века. Пожалуйста, дайте монологический ответ «Трагедия лермонтовского поколения». Оцените

Прочитав роман и увидев, какого человека Лермонтов считает героем своего времени, критики дали много нелестных откликов на роман. Отвечая на их вопросы, автор пишет предисловие к роману. Я предлагаю реконструировать диалог: один ученик выступает в роли критика и задает вопросы, другой выступает в роли автора и отвечает на критические отзывы.

Господин Лермонтов, вы ставите нам в пример такого безнравственного человека? Может вы нарисовали свой портрет?

Но человек не может быть так дурен, как вы изображаете?

Ведь когда люди читают о таком герое, их нравственность падает?

Возможно, вы решили стать исправителем людских пороков?

Показать внутренний мир Печорина Лермонтову удается, расставив части романа определенным образом. Расскажите об этом. Ответ «Особенности композиции».

Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».

Открываем страницы повести «Бела»

Как мы узнаем о Печорине? Максим Максимыч рассказывает офицеру. Зачитайте портрет. Откуда уменьшительно-ласкательные суффиксы? ( Любит Печорина, относится по-дружески)

Тоненький, беленький, мундир новенький

Каким эпитетом награждает героя? (Странный) Я предложила ученику рассмотреть странности героя ( Реализация исследования)

+

На охоте… все устанут, иззябнут, а ему ничего

Сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился

При мне ходил на кабана

Ставнем стукнет — побледнеет

Как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха

Бывало, слова не добьёшься

Вывод: характер противоречивый. Он в бездействии мёрзнет, проявляет страх, но этих качеств в нём нет, когда надо действовать. Он – человек действия.

Расскажите историю знакомства Печорина с Бэлой.

Как удалось Печорину уговорить Азамата украсть Бэлу? (Зачитать). Умеет использовать слабости

Может, у горцев украсть девушку в порядке вещей. Но ведь Печорин — русский офицер. Как он объясняет свой поступок? (Зачитать). Держит пари с Максимом Максимычем. Эгоист. Привык всего добиваться, что хочет – эгоцентрист (О похищении Бэлы: «Да когда она мне нравится». «Дьявол, а не женщина…, только я вам даю слово, что она будет моя».)

М.М. тоже понимает, что это недостойный поступок. Как он ведет себя? А Печорин?

(Есть люди, с которыми должно соглашаться)

Какую тактику использовал в отношении Бэлы? (Уговоры, ласковые слова. Пытается подкупить подарками. Стала ласковее. Разыграл сцену, будто он уезжает. Она кинулась к нему).

Расскажите, как развивались отношения Печорина и Бэлы.

Послушайте исповедь Печорина и выпишите способы, при помощи которых Печорин пытался убежать от скуки.

Удовольствия

опротивели

Пустился в большой свет

Опротивело общество

Влюблялся

Сердце оставалось пусто

Тал читать, учиться

Науки надоели

-Перескажите сцену смерти Бэлы

Как отреагировал Печорин

Вы справедливо заметили: близость образов Онегина и Печорина. Они принадлежат к одному литературному типу.

Лишний человек: литературный тип, характерный для произведений русских писателей начала 19 века

Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Вот какие качества, по мнению литературоведов, позволяют отнести Чацкого и Онегина к данному литературному типу. Запишите самостоятельно качества Печорина

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

«Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», — отмечает В. Г. Белинский.

Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин – герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом».

Печорин – злодей или жертва?

В любых условиях человек должен остаться человеком, более того: величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам! А. П. Чехов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − шесть =