Комплексный анализ текста

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Жизнь имеет только тот смысл,
который мы ей придаем.
Т.Уайлдер

Цели:

  • отработка навыков самостоятельного анализа текста;

  • развитие речи учащихся

  • подготовка к ЕГЭ (часть В и С)

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока

2. Первоначальная работа с текстом

Выразительное чтение текста учителем

ОРЕЛ И ВОРОБЬИ

1Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел.2 Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет.3 И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. 4Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли.5 Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
6– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. 7Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
8Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. 9Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок.10 И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды.11 И было неприятным это зрелище.
12И сказал тогда Орел воробьям:
13– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам.14 Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни.15 И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. 16И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
17Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. 18Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
19– Короткое крыло – низкий полет…
20А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
21Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. 22Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.

3.Индивидуальные задания

У доски графический разбор 10 и 14 предложений (определение типов придаточных предложений и типов подчинения)

Заполнить таблицу «Типы придаточных» номерами предложений

определительные изъяснительные обстоятельственные
     

Выписать из текста по два словосочетания разных типов связи

согласование управление примыкание
     

4. Актуализация опорных знаний по речеведению

Определите стиль и тип речи этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия.

-Докажите, что текст содержит элементы всех типов речи (повествование, описание, рассуждение)

Определите жанр этого текста (Содержит элементы сказки и басни)

Автор определила жанр как сказка-притча (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)

– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте. (Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.)

5. Композиционно-стилистический анализ текста.

Соотнесите элементы сюжета с текстом притчи

(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Любое действие движет конфликт. В чем сущность конфликта в данном произведении?

(Столкновение двух жизненных позиций)

Что вы можете сказать о героях притчи? Авторская характеристика Орла и воробьев. ( 1 вариант — подчеркните выражения, характеризующие Орла, а 2 – воробьев) Какая лексика используется в том и другом случае? (высокая, сниженная)

Прокомментируйте авторскую оценку.

Орел

Воробьи

Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом

Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце

Проповедник, мудрец

Психология обывателя

В притче прослеживается аллегория.
Герои притчи  «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные       

Какой композиционный прием использует автор? (Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст.

Проверка индивидуального задания.

В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную роль в стилистическом оформлении играют изобразительно-выразительные средства.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Их роль в тексте.

Тропы

Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.

Перифраза:

«царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;
– «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.

Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.

Фигуры

Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.
Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».
Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».
Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».
Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев…»).
Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.

6.Обобщение композиционно-смыслового анализа текста

Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать).
– Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.
– Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку.    Как вы понимаете его смысл?

7. Я попрошу выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Составьте синквейн с одним из слов: Притча, Орел, Воробьи, Жизнь

8. Заключительное слово учителя

Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям.
С. Островой

Дополнительные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 2 =