Мастер-класс «Литература: быстро, доступно, легко…»

— Ребята, через несколько недель вы будете сдавать экзамены по русскому языку и литературе и цель нашего занятия рассмотреть приемы повторения литературного материала.

— Сегодня мы поговорим с вами об актуальном, животрепещущем и о великом! А поможет нам в этом прием «Синектик». Что же это такое? Данный приём основывается на совмещении разнородных элементах деятельности в одной цикличной цепи.

— Что ж, приступим к беседе. Давайте назовем три любых неодушевленных существительных.

Н-р: Книга, ручка, стол

— А теперь давайте докажем, что каждый из названных предметов представляет цикл.

— Что такое цикл?

Обращаемся к фразе:

«…представляет собой цикл, потому что…»

Книга – мысль – страница – глава – середина книги – финал и т.п.

Ручка – мысль – запись и т.п.

Стол – процесс пребывания — размышления – выход – возвращение и т.п.

— А теперь докажите, что «Литература представляет собой цикл, потому что…»

— Спасибо, я услышала ваши точки зрения относительно литературы, теперь же приступим к доказательствам некоторых из них.

! – Какие проблемы современности нас больше всего интересуют? (коррупция, соц. неравенство, межэтнические распри, подмена информации и т.п.)

А теперь обратимся к великой и могучей русской классике:

  1. — Из какого произведения взят данный фрагмент?

«Но переносил все герой наш, переносил сильно, терпеливо переносил, и – перешел, наконец, в службу по таможне. Надобно сказать, что эта служба давно составляла тайный предмет его помышлений…». (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»)

— Что мы узнаем о главном герое из данного текста? Можем ли мы составить словесный портрет? (расчетливый, корыстный, находчивый, целеустремленный, наблюдательный, терпеливый и т.п.)

— Ребята, какие проблемы раскрывает данный фрагмент произведения? (коррупции, чинопочитания)

Чичиков – чинопочитание – коррупция – нажива

  1. «Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

  • Кому из литературных героев принадлежат данные слова?

  • Можем ли мы охарактеризовать характер Печорина с помощью данной цитаты?

  • Какие проблемы поднимает роман?

Печорин – безысходность — эгоизм – пустота души

  1. «Тварь я дрожащая или право имею?» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

— Охарактеризуйте главного героя романа.

  • Какие проблемы поднимает роман?

Раскольников – унижение — отчаяние – убийство – крушение личности

— Итак, мы совершили небольшой экскурс в хранилище русской классики. Вспомнили ключевые произведения и их героев. Тем самым доказали цикличность литературы.

— Ребята, чем интересен данный прием?

— Какое применение этим знаниям вы можете найти?

— Как в каждом из этих героев раскрывается данное понятие?

— Ребята, актуальны ли эти типы в наше время?

— Какие выводы мы можем сделать?

Проблемы современности = проблемы прошлых эпох = проблемы вечные

! Три разных типа личности, раскрывающие природу человеческого бытия

Свое выступление я бы хотела завершить словами Т. Манна «Святая русская литература, святая, прежде всего, в своей человечности».

Самоанализ:

С данным приемом я познакомилась недавно. Меня он заинтересовал универсальными возможностями при повторении материала в ходе подготовки к промежуточной и государственной аттестации. Данный прием развивает ассоциативное мышление, позволяет систематизировать изученный материал по литературе и выстраивает основу для доказательной базы в ходе выполнения заданий по литературе. Данный прием помогает реализовать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД в учебном процессе.

Личностные УУД:

— иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

— формировать познавательную и социальную мотивацию;

— давать оценку действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

— стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

— планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

— прогнозировать и оценивать поступки героев  художественного произведения в соответствии с ситуацией;

— устанавливать последовательность событий в тексте;

-осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

— выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

— формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

— формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их  решения;

— классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

— создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

— умение участвовать в продуктивном  диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

— умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

— понимать смысл текста, поступки героев, авторскую позицию;

— адекватно воспринимать  предложения и оценку учителя, одноклассников;

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

— сотрудничать в совместном решении проблемы.

Данный прием мною опробован на уроках в 6 и 9 классах. Получила удовлетворительный результат в сочинениях развернутых ответах на вопросы. (Значительно усилилось умение подбирать доказательную базу)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − 8 =