Организация детского самоуправления в начальной школе

Автор: Абрамова Любовь Николаевна, учитель начальных классов

Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений является воспитательная работа. Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Начальная школа очень важный период в развитии ребенка. Именно в это время закладывается основа для подготовки детей к творческому труду, формируется умение наблюдать и анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Именно в этот период ребенок приобретает способность к саморазвитию, учится самостоятельно решать стоящие перед ним задачи. Как достичь всего этого на уроках и во внеурочной работе?

Основная цель — формирование общей культуры школьников, их успешная социализация в обществе, воспитание гражданственности, духовности, самостоятельности, инициативности.

Основной задачей начальной школы является создание условий для воспитания и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Одной из важнейших задач является формирование и развитие детского коллектива.

Деятельной формой является групповая, а именно создание органов самоуправления, которые помогают обеспечить целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности учащихся класса.

Учитель начальных классов, беря первоклассников, понимает, что многое зависит от межличностных отношений, в которые вступают первоклассники, поэтому в первую очередь необходимо сформировать

эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:

1.Это желание участвовать в совместной деятельности.

2.Умение взаимодействовать в условиях совместной работы.

3.Быть соучастником общего дела.

4.Уметь презентовать себя.

Для формирования этих качеств используется ученическое самоуправление.

В 1 классе происходит зарождение детского коллектива, его первые шаги. Здесь главный учитель.

Главная роль учителя поиск инициативных, творческих ребят, которые в дальнейшем поведут за собой класс. Поиск лидера.

Ребята пробуют себя в разных ролях. Каждый должен почувствовать себя и попробовать свои силы в роли руководителя, организатора и исполнителя. Постоянно обучая ребят работе в парах, тройках и на более высокой степени-в группах, учитель добивается роста их работоспособности и активности. Важное место занимает умение обмениваться информацией, т. е коммуникация. Весь класс делится на 4 группы. Сначала детей делит учитель, а затем, в процессе работы ребята сами организуются в группы. Они по очереди выбирают членов своей команды. Чтобы избежать нездорового соперничества группы часто меняют свой состав. Частая смена мини-команд помогает подружиться членам всей команды, сохранять дружеские отношения с бывшими членами и приобрести новых друзей, сохранить микроклимат в классе. Сформированные команды придумают название, выбирают командиров. Задача командиров включить в работу всех членов команды и контроль за выполнением поручений. Смена состава команд дает возможность всем ребятам попробовать себя в роли командира.

Так создается город в большой детской республике, со своим названием, девизом, уставом. Город «Звездный», девиз «Как звезды гореть и светить на земле, будем всегда, будем везде».

Городской устав:

Чтобы много интересного,

Полезного узнать,

Учиться в нашем городе

Положено на « 5»!

Чтоб хорошо и весело нам

В городе всем жить,

Давайте же, ребята,

Друг с дружкою дружить!

Друг другу надо помогать

И в беде не оставлять

Читая книги, нам поверь,

К познаниям откроешь дверь.

Флаг первой школы

Высоко несите,

И честь ее не уроните!

Все это происходит во взаимодействии с детской республикой, а именно со школьным парламентом. В коллективном творчестве решаются многие «невидимые» для ребят педагогические задачи: развитие самостоятельности, инициативы, ответственности, за выполнение порученного дела, самоуправление (умение руководить и подчинятся общему мнению).

Подойдя к 4 классу, ребята активно участвуют в массовых делах класса. Они самостоятельно подготовили и провели 15минутки:

-«Я гражданин»

-«Что такое справедливости»

-«Доброта — что это»

-«Кто настоящий товарищ»

Кл. часы-«Вместе дружная семья»

«Права ребенка в новом веке»

Ребята активно включаются в социально-значимые мероприятия. Делают много доброго и хорошего.

1.Совместно с комитетом солдатских матерей готовят подарки и открытки защитникам отечества.

2.Участвуютв акции « Согрей детское сердечко».

3.Книжка детскому дому.

4.Поздравляют матерей ЕАО.

На стартовых линейках ребята получают задания, на заседании мэрии выбирают пути их реализации. Следят за состоянием кл. комнат, организуют дежурство.

Теперь каждый выбирает значимую для себя деятельность. Ребята работают под девизом: «Все делаем творчески, иначе зачем?»

В конце каждой четверти состав мэрии дает отчет и награждает лучших. Ведется рейтинг успешности детей, отраженный в газете «Вести из класса» Главное условие при такой работе- абсолютная объективность со стороны учителя, никакого деления на «хороших-плохих» учеников :что заслужил, то получи. Иначе вся коллективная работа сведется на нет. Ведь сила коллектива требует общего поиска, дает толчок и открывает простор для деятельности. Поэтому общие дела отличаются гибкой формой и разнообразным содержанием.

В 4 классе удачно используется метод проекта, хотя в период начального. обучения можно говорить о проекте реализуемом с большей долей участия родителей и учителя.

Одним интересным проектом учащихся нашего класса был проект к юбилею города. Эта работа велась в несколько этапов.

1этап-Выбор темы и направления по организации работы.

2этап-Посещение музея. С помощью родителей сбор материалов.

3этап-Выбор направлений:

«О строителях нашего города»

«Защитники Родины»

«Мы живем в нашем городе.»

4этап-Распределение ролей, выбор форм представления проекта.

В процессе работы приглашались родители, которые рассказывали о вкладе своей семьи в развитие города. По окончании этих встреч собирали материал (сочинения, стихотворения, рисунки, фотографии).Наиболее интересным было направление «Защитники Родины»

5этап-Большое внеклассное мероприятие.

6этап-Обсуждение, оценка каждого в проекте.

В итоге был собран материал об истории нашего города. Ребята при работе над проектом должны били понять роль каждой семьи в становлении и развитии нашего города, узнать его историю через историю каждой семьи. Социальные проекты регулируют межличностные отношения, навык общения, осознание ответственности за принятие решения и его исполнение.

Организация ситуации успешности каждого ребенка помогает им определиться в жизни. Естественно с большой поддержкой семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 4 =