Повторительно-обобщающий урок по теме: «Давление твердых тел, жидкостей, газов»

Цель урока: повторить понятия: «Давление твердых тел, жидкостей, газов»

через различные виды деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Работа у доски:

  • Эстафета формул

  • Найди соответствие( работа с обозначениями, единицами измерения)

  • Фронтальный эксперимент

  1. Существование атмосферного давления.

Приборы: стакан с водой, стеклянная палочка, шприц

    • С помощью данных приборов покажите не менее двух экспериментов, доказывающих существование атмосферного давления.

  1. Определение атмосферного давления

Приборы: барометр-анероид

    • Измерьте давление в самой нижней точке школы( на первом этаже), запишите результат.

    • Измерьте давление в самой верхней точке школы( на четвертом этаже), запишите результат.

    • При изменении высоты на 12 м давление изменяется на 1 мм.рт.ст . По данным измерения определите приблизительно высоту нашего школьного здания.

3)Работа на местах🙁 индивидуальные карточки-задания)

4) «Отгадай загадку»

(Решение качественных задач)

1. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

Вопрос. Почему хорошо заточенным ножом легче резать?

Ответ. Площадь заточенного ножа меньше, а следовательно, необходимо меньше усилий, чтобы разрезать что-либо.

2. Ты так прекрасна,

Чаша, полная огня!

Я люблю тебя, цветок,

Хоть колешь ты меня.

Вопрос. Почему шипы розы такие колючие?

Ответ Площадь острия шипа маленькая, и даже при небольшой силе он оказывает большое давление.

3.Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи)

Вопрос. Почему лыжи не проваливаются в снег?

Ответ. Площадь поверхности лыж в несколько раз больше поверхности подошв человека. Поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее, чем стоя на снегу без лыж.

4.Мы — проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь — лежим, В снег — бежим.

Уж такой у нас режим.

(Лыжи)

Вопрос. Какие лыжи используют спортсмены и какие лыжи используют лесники и охотники?

Ответ. Площадь лыж у лесников и охотников долэюна быть больше, чем у спортсменов. Поэтому лесники и охотники используют широкие лыжи, ко­торые оказывают меньшее давление на снег.

5. Маленькая, светленькая,

Больно кусаюсь.

(Игла)

Вопрос. Почему игла «больно кусается»?

Ответ. Так как площадь острия иглы очень ма­ленькая, то давление игла оказывает большое.

6.Легкий, круглый, но не мяч,

И не прыгает он вскачь,

На веревочке висит,

Зазеваюсь — улетит.

(Воздушный щарик)

Вопрос. Почему воздушный шарик имеет форму шара? Если нажать на шарик, то можно ли отве­тить точно, в каком месте он лопнет?

Ответ. По закону Паскаля давление передается во все точки одинаково, а значит, и шарик может лопнуть в любой точке.

7.Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет — любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

(Воздушный шарик)

Вопрос. Как изменится давление воздушного ша­рика, если его сжать? Ответ. Увеличится.

8.Если надуть меня — я улечу,

Смирно лежать я никак не хочу.

Вопрос. Как изменится давление, если часть воз­духа из шарика выпустить? Ответ. Уменьшится.

9.Его пинают,

А он не плачет!

Его бросают —

Назад скачет.

(Мячик)

Вопрос. Как изменяется давление газа в мяче при ударе?

Ответ. Увеличивается.

10.Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

Вопрос. Можно ли чайник отнести к сообщаю­щимся сосудам?

Ответ. Можно.

  1. Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем —

Как мы это назовем?

(Водопровод)

Вопрос. Является ли водопровод сообщающимся

сосудом?

Ответ. Да.

12.Дождь веселый, озорной

В огород пришел со мной.

Дождевую тучку

Я держу за ручку.

(Лейка)

Вопрос. Можно ли лейку назвать сообщающимся сосудом? Приведите примеры сообщающихся сосу­дов.

Ответ. Да. Чайник, водомер, тормозная система автомобиля и т. д.

Решение расчетных задач:

13.На стене висит тарелка,

На тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

(Барометр)

Вопрос. Что измеряет барометр?

Ответ. Атмосферное давление.

Вопрос. Если барометр показывает 742 мм рт. ст., то каково давление в Паскалях? Ответ. Примерно 99 кПа.

14.Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя обмою.

Вопрос. На какой высоте находится вода в водопроводе, если давление воды в кране равно 100 кПа?

Ответ. На высоте 10 м.

15.Две новые кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги —

И по большим снегам беги.

Вопрос. Какое давление будет оказывать ученик 7-го класса массой 60 кг, если ширина лыжи 5 см?

Ответ. Если будет стоять на одной ноге 6 кПа, на двух ногах — 3 кПа.

16. У них тяжелый труд —

Все время что-то жмут.

(Тиски)

Вопрос. Определите силу давления на деталь, если площадь поверхности взаимодействующих ча­стей 20 см2, а давление, которое оказывают тиски, равно 40 кПа.

Ответ. 80 Н.

5)Фронтальная работа:

Определите давление цилиндра на поверхность рабочего стола.

Приборы: динамометр, лист бумаги, брусок.

  1. С помощью динамометра измерьте вес тела.

  2. Используя листок в клеточку, определите площадь основания цилиндра.

  3. Рассчитайте давление бруска.

Результаты запишите в тетрадь.

6) Домашнее задание.

§33,38,42 пов.№578

Дополнительные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − семь =