Проблема поколения в рассказе А.Платонова «Третий сын»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Цель:

  • познакомить учащихся с рассказом А. Платонова «Третий сын»;
  • обсудить проблему связи поколений в рассказе
  • развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство любви к матери, близким, людям вообще.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: комплексный анализ текста, проблемное обучение

Слово учителя: “В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. Вот они, эти высказывания:

Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе — Гесиоду, третье — египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка — 3000 лет”.

Владимир Солоухин

«Камешки на ладони».

Таким образом, упрёки в адрес молодого поколения не новы, они, то справедливо, то неоправданно, звучат вечно. Слышать их из уст старших — участь каждого нового поколения. Созвучными миниатюре В.А. Солоухина оказываются и лермонтовские строки: “Печально я гляжу на наше поколенье! // Его грядущее — иль пусто, иль темно…”, которые мы делаем проблемным эпиграфом урока.

Каждому поколению выпадает жить в своё время. Лермонтовскую эпоху назвали “эпохой безвременья” (может быть, поэтому так пессимистичны его строки). Андрей Платонов, автор рассказа, о котором мы будем говорить на уроке, жил в других условиях, в век жестоких социальных потрясений и мировых трагедий. Наша задача — увидеть, как он решает проблему связи поколений.

Познакомимся с биографией Платонова.

Реализация индивидуального задания

Андрей Платонович Климентов был первенцем в многодетной — четырнадцать детей! — семье слесаря железнодорожных мастерских, и родился в 1899 году, 1 сентября, в пригороде Воронежа, в Ямской слободе. С малолетства знал бедность. Как старший ребенок в семье, в неполные 14 лет он начинает трудовую деятельность. Платонов собирается посвятить свою жизнь улучшению мира, утверждению счастья людей. В автобиографии он пишет: « И теперь исполняется моя долгая. Упорная детская мечта- стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей»

Он работал помощником машиниста, инженером-электриком, занимался мелиорацией и электрификацией. В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.

Он прожил неполных пятьдесят два года и умер 5 января 1951 года от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за сыном. Сына Андрея Платоновича, Платона, Тошу, арестовали в возрасте пятнадцати лет в 1937 году, отправили в гулаговскую шахту под Норильском, но освободили после личного обращения Михаила Шолохова к отцу народов. Вину за арест, болезнь и смерть сына Андрей Платонов ощущал вплоть до своей смерти.. Арест сына был местью Платонову за независимость и свой голос (недаром Александр Сокуров назвал свой фильм по мотивам произведений Платонова «Одинокий голос человека»!), за то, что Платонов писал и пытался публиковать неугодные строителям социализма сочинения. На экземпляре одного, опубликованного по недосмотру, журнального издания платоновской «бедняцкой» хроники «Впрок» главный редактор СССР нацарапал лаконичное: «Сволочь!» Андрей Платонов — единственный пролетарский писатель, не поддавшийся ни на какие соблазны, сохранивший силу духа в самых нечеловеческих условиях и сполна за это заплативший.

Перескажите сюжет рассказа

(умирает мать, и шестеро сыновей приезжают проститься с той, которая отдала себя, чтобы её дети жили и были счастливы. )

Сюжет рассказа на первый взгляд прост, однако этот сюжет скрывает в себе сложную проблематику

Учитель читает начало рассказа. Как звучат эти строки (равнодушно, констатация факта)

Герой возвращается домой. Как меняется интонация повествования

Видим мы отношение автора к своему герою (это уже не семидесятилетний рабочий на пенсии, а старый отец. Автор понимает его переживания, сочувствует ему.)

Как пейзаж помогает понять состояние героя (одинокая жизнь серой птицы, изменение погоды, листопад, сырой усталый снег, дождь, позднее солнце, нетеплое, как звезда. Время года – осень. Осень в душе героя)

Обратите внимание на синтаксис этой части.( Длинное предложение . Ряды однородных членов)

Это сложное синтаксическое целое называется период. С его помощью автор передает сложные мысли и чувства. Ряды однородных членов помогают выразить время ожидания

Сыновей в дом привело трагическое событие. Автор рисует индивидуальные портреты сыновей? Что он нам о них рассказывает (кем стали)Зачитать

(“Двое из них были моряками — командирами кораблей, один московским артистом, один, у которого была дочка, — физиком, коммунистом, самый младший учился на агронома, а старший сын работал начальником цеха аэропланного завода и имел орден на груди за свое рабочее достоинство”.)

Зачем?

(лишь тот “смелее делает успехи в жизни”, у кого есть неизмеримая защита материнской любви, отчего дома.)

Как автор показывает страдания сыновей?

(“Сыновья молча плакали редкими задержанными слезами, искажая свои лица, чтобы без звука стерпеть печаль”, “все шестеро и седьмой отец находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери…”, “каждый ее сын почувствовал себя одиноко и страшно…”)

Работа с иллюстрацией по рассказу. Какой момент изображен. Что хотел передать художник (ученик)

Как повели сыновья поздней ночью? Можем ли мы объяснить это поведение?

(Поздней ночью, испытывая такую, в общем, понятную радость от встречи друг с другом, они затевают в соседней комнате, рядом с гробом матери, жизнерадостную возню).

Обратите внимание на глаголы (хохотали, запел, засмеялись, захохотали, громко шутили).

Над чем же «хохотали» братья-моряки? (Братья хохочут над тем, что должно им быть до боли близким, знакомым и родным : воспоминания детства и старенькие одеяла)

Как выражает автор свое отношение к происходящему? (Автор, словно оправдывая братьев, пишет: «Видимо, все братья любили друг друга и радовались своему свиданию». Платонов их не осуждает, их поведение вполне естественно для близких людей, которые давно не виделись. Он лишь укоряет их за то, что они забыли повод, который собрал их всех вместе. Но в то же время иронизирует: Старший сын “ с восторгом убежденности” говорил о “ пустотелых пропеллера”. “Голос его звучал сыто и мощно, чувствовались его здоровые, вовремя отремонтированные зубы и красная глубокая гортань”.)

Обратите внимание на неожиданный и убийственно двойной смысл слова “пустотелый”.

На что обращает наше внимание автор? Поясните это слово.(“Пустотелый” — значит абсолютно пустой, не наполненный душой. Можно сделать вывод, что у человека, говорящего об этих пропеллерах, также пусто и в душе.)

Страшно оттого, что именно этот сын занимает высокое положение в обществе и даже имеет государственные награды. Это говорит о неумении сыновей ценить самое главное в жизни. Но хохотать у гроба родной матери – это кощунство.

Все ли забыли о причине приезда в дом матери? Кто мучается от происходящего? (Дед и внучка).

(Не выдерживает этого неосознанного кощунства веселья ее отец — третий сын. “До сих пор не слышно было его звука: он ничего не говорил и не смеялся. Он чем-то успокоил всех своих братьев, и они перестали даже разговаривать”.)

Что мог сказать третий сын, что все братья успокоились «опомнились»? Почему нет этих слов? (Третий сын напомнил остальным детям о том, что их собрало всех вместе. Видимо, он нашел такие слова, которые заставили каждого из братьев скорбеть, ведь смерть неотвратима, после нее уже ничего нельзя исправить.)

Что говорит девочка-внучка? Не те ли слова? Зачитайте ( внучка остро переживает всю неуместность самодовольного веселья. “Мне бабушку жалко… Все живут, смеются, а она одна умерла”.)

Почему третий сын приехал вместе с дочкой? (Он острее других детей чувствует необходимость в связи поколений. Его дочка должна знать свои корни)

Платонов писал: “Человечество — одно дыхание, одно живое теплое существо. Больно одному — больно всем. Умирает один — мертвеют все… да здравствует человеческий организм” Третий сын особенно требовательно отстаивает чувство единой жизни всех поколений, которое поддерживается спасительной скорбью по каждому отдельному человеку.

Писатель говорит, что в лице умершей «не было больше чувства ни к кому». А при жизни как вы думаете? Зачитать

(При жизни же в ней было много чувства. Ключевое слово называет нам это чувство: любовь. Только любовь способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью, заставляет человека тратить на других «свое сердце и тепло».)

Стихотворение «Песня матери»

Заболела мать. И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

Дети, срочно! Дети, очень срочно!

Приезжайте – заболела мать.

Из Одессы. Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да очень жалко:

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь.

Как же вы позволили разлуке

Так на долго между вами встать?

Мать ждала нас в дождь и в непогоды,

В темную бессонницу ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Нас приводят к скорым поездам,

Слушайте: пока у вас есть мамы

Приезжайте к ним без телеграмм.

С какими строчками произведения созвучно стихотворение? Прокомментируйте.

( «Уже много лет они не съезжались все вместе, и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может, только на похороны отца?» Тревога. Если же они так любят друг друга, то, наверное, могут видеться и при других обстоятельствах, когда не будет стыдно за радость, а московский артист сможет запеть не из-под прикрытия.)

Найдите в тексте метафору, с помощью которой автор говорит о том, чем является в сущности материнская любовь? Зачитайте.

(С лампой, со светом. Он погас со смертью старухи).

Свет… Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Свет неба, солнца.

Свет улыбки, свет материнской любви.

Свет в ночном окне.)

Как вы понимаете выражение «свет в ночном окне»?

(Платонов не только обозначает проблему – осень в душах людей, в обществе, но и указывается на один из путей ее решения: «Свет в ночном окне» — это надежда на лучшее, на доброе. Это как ориентир. Нет веры, но есть свет в ночном окне. Это свет материнской любви, которая ведет по жизни, греет, спасает.)

Почему рассказ называется «Третий сын»?

(Он единственный приехал на похороны с дочкой. Именно третий сын напоминает братьям об этом чувстве, в нем жива любовь, значит, у него есть будущее. Дочка – символ этого будущего, в ней – продолжение третьего сына. Наверное, не случайно и то, что он привез именно девочку. Когда-нибудь она станет матерью, станет «светом в ночном окне».)

Почему, по-вашему мнению, автор не называет имен героев?

(Ситуация в рассказе общечеловеческая, радость и скорбь – удел каждой семьи, каждого времени. Это философский рассказ, рассказ-притча. Речь идет не только об этой семье, но и обо всех людях вообще. Притча – краткий иносказательный поучительный рассказ . Это один из приёмов автора, который позволяет расширить масштаб повествования.))

Для притчи характерен образный язык. Что вы заметили. Наблюдая за стилем писателя? (Странноязычный)

Реализация индивидуального задания

Стиль — это мировоззрение, жизненная позиция, выраженная в художественном слове. А. Платонов не относится к художникам, творчество которых позволяет расслабиться, забыться, уйти от проблем. Его произведения погружают читателя в самые болевые проблемы времени: убывание добра, безверие, горе одиночества. Продолжая традицию великой русской литературы, Андрей Платонов пишет правду . Литература, по Платонову, ответственна перед жизнью. Мало погрузить человека в боль времени, надо поднять его с “адова дна” существования, снять с него кору отчуждения и равнодушия, пробудить творческие силы, помочь обрести “высшую участь”.

Язык Платонова образный. Для него характерно обилие средств художественной выразительности: эпитетов (усталый снег, нетеплое солнце), сравнений (нетеплое, как звезда), метафор (свет в ночном окне). Особенностью языка писателя является избыточность словесных формулировок (от болезни и сухого истощения, не дыша от внимания), нарушение лексической сочетаемости ( давшая сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое скупое тело). Писатель Залыгин так говорит о стиле Андрея Платонова: «Он как бы некий упрек нам, людям с обычным языком и обычным понятием».

Где бы ни скитался одинокий забытый человек, Платонов следует за ним неотступной тенью, точно боится, как бы чье-нибудь горе не умерло в неизвестности, не родив ответной скорби.

Вечные ценности, которые выстрадал художник, о которых он не уставал напоминать, остаются актуальными и по сей день.

А что же остальные братья? Потерянное поколение? Приложимы ли к рассказу строки Лермонтова о поколении?

(Ночью сыновья оделись, как днём, и разошлись “по всей ночи вокруг дома, где жили в детстве, и там заплакали, шепча слова и жалуясь”. Этот эпизод подтверждает то, что души их живы, способны чувствовать и переживать. Именно соприкосновение этих “громадных мужчин” с домом и семьёй открывает читателю одну из главных мыслей Платонова: семья — скрепа народа, родины, человечества. Когда в финале рассказа снова возникает образ “шести могучих людей”, — в их силе на наших глазах заметно прибавилось духовности. Одинокое горестное шептание вокруг мертвой матери, ночное переживание каждым своей утраты снова сделало их сильнее, вернуло друг к другу).

Рассказ заканчивается похоронами матери и упоминанием о том, что и отец братьев тоже умрет. Такова жизнь: родные уходят, это горько! Но почему рассказ не вызывает пессимистического настроения? Хотя все трагично!

(Старик доволен и горд своими детьми, он выполнил свое назначение на земле. Все дети выросли, стали настоящими людьми Отец, который в начале рассказа горевал, плакал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих сыновей, и не хуже». Любовь жива, и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего, символ любви. Финал оптимистичен!)

Мы с вами рассмотрели проблемы поколения 30х годов 19 века и 30 годов 20 века. Я думаю, что рассказ заставил нас задуматься о нашем поколении 21 века.

Я предлагаю составить синквейн со словом поколение или написать миниатюру «Мое поколение»

Синквейн

Поколение

Молодое, энергичное, разное

Творит, ошибается, действует

Изменит жизнь к лучшему

Будущее

Дополнительные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × один =