Рабочая программа «Векторная графика»

Составитель:  Е. В. Левшенкова, учитель информатики, МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

 

Продолжительность – 15 дней

Пояснительная записка

Лето – дивная пора. Дети, уставшие за время учебного года, наконец-то получают возможность самореализации в свободной деятельности, в непринужденной дружеской атмосфере. Летний отдых призван не только снять эмоциональное и физическое напряжение, накопленное за год, но и предоставить возможность проявления скрытых потенциалов ребенка.

Профильный отряд – одна из форм занятости, когда объединяются ребята из разных классных коллективов, появляется возможность создания нового детского сообщества, в котором формируется позитивный психологический микроклимат. За счет комбинации разнообразных видов занятости учащихся (ролевые, коммуникативные, подвижные, логические игры, самостоятельные и групповые творческие задания) происходит укрепление здоровья учащихся; отдых позволяет не только набраться сил для дальнейшей учебной деятельности, но и повышает уровень общего развития детей, расширяет их кругозор, формируются новые навыки, необходимые для гармоничного и всестороннего развития.

Цель профильного отряда «Векторная графика»:

  • создание условий для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития склонностей и способностей детей;
  • развитие коммуникативных навыков продуктивного общения, воображения, творческой фантазии, воспитание уважительного отношения к окружающим.

Задачи:

  • создать условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья детей, сочетая активный отдых с углублением знаний в области информационных технологий;
  • сформировать отношения сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми: научиться уважать чужое мнение, слушать и говорить;
  • научить использовать инструментарий программы Inskcape для реализации творческих навыков;
  • сформировать санитарно-гигиеническую культуру при использовании технических средств;
  • укрепить здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.

Данная программа работы профильного отряда разработана для занятий с детьми 5-7 классов, включает 15 занятий комбинированного типа.

Методические особенности.

  • Каждое занятие начинается с проведения подвижных и игр, которые заменяют традиционную форму проведения утренней зарядки. Игра не только реализует двигательную потребность, но и способствует формированию коммуникативных навыков, тренирует память, нестандартное мышление.
  • Изучению материала предшествует какая-либо деятельность, напрямую не связанная по мнению детей с темой занятия, но позволяющая повысить мотивацию к познанию, формирующая основу для восприятия и осмысления предстоящей деятельности. Например, перед введением понятий растровой и векторной графики ребятам предлагается два творческих задания – нарисовать дом и создать аппликацию. Проведя сравнительный анализ проведенной работы, дети не только осознанно воспринимают материал, но и в состоянии самостоятельно сделать выводы о различиях видов графики, их преимуществах и недостатках, перенеся самостоятельно сформулированные знания в новую для них область компьютерной графики.
  • Изучив под руководством и с помощью руководителя теоретические знания и приобретя первоначальные навыки работы на компьютере, дети проецируют полученный опыт в творческом задании, завершающем работу с темой.
  • Один из обязательных этапов – рефлексия – проводится так же в виде творческого мини проекта. Ребята делятся на 4 группы (группы каждый день меняются номерами, возможно и составом – группы по желанию) для создания слайдов отчета. 1 слайд – «Мы узнали», 2 слайд – «Мы научились», 3 слайд – «Нам понравилось», 4 слайд – «Хотим узнать», 5 слайд – «Наши работы» (выполняет учитель). В течение смены каждый ребенок неоднократно проведет анализ своей деятельности по каждому из четырех направлений. Попутно дети осваивают один из самых эффективных способов наглядного представления информации при помощи компьютерной техники – создание презентации, которая выступает не как самоцель, а лишь как инструмент решения поставленной задачи.
  • Во время проведения занятий предусмотрены три паузы по 10 минут для отдыха детей, общения на свободные темы, что позволяет не только исключить перегрузки, но и способствовать развитию навыков общения.

Работа отряда регламентируется планом-сеткой, в которой отражены основные тематические направления каждого дня, рассматриваемые понятия и инструментарий, а также компьютерный практикум. В приложении к программе представлены краткие планы нескольких занятий.

Необходимое оборудование:

  • компьютерный класс на 12 человек;
  • интерактивный мультимедийный проектор;
  • комплект ПО:
    • ОС Windows 7
    • бесплатный векторный графический редактор Inkscape
    • программа PowerPoint, входящая в пакет прикладного ПО MS Office;
  • канцелярские принадлежности (бумага, краски, маркеры, фломастеры, клей, ножницы и т.д.);
  • дополнительный инвентарь для проведения игр.

План-сетка занятий:

№ занятия Дата Тема Основные понятия Компьютерный практикум
1. 13.06.2014 Понятие векторной графики. Знакомство с редактором Inskcape Векторная графика, графический примитив, графический редактор, инструменты выделения, перемещение объектов, работа с палитрой, группировка объектов Пр. №1 «Дом, в котором я живу»
2. 14.06.2014 Работа с узлами Инструмент Перо, узел объекта, типы узлов, размывание, градиентная заливка Пр. №2 «Милому другу»
3. 16.04.2014 Изучаем инструменты: звезда Инструменты звезда и эллипс, копирование и группировка объектов, градиенты, заливки и обводки Пр. №3 «Звездочка с глазками»
4. 17.06.2014 Изучаем инструменты: эллипс Инструмент эллипс, градиент, вставка текста, поворот объектов Пр. №4 «Праздник»
5. 18.06.2014 Работа с текстами Вставка текста, изменение наклона и высоты расположения букв, работа с контуром, создание связной стяжки, эффекты тени Пр. №5 «Детские надписи»
6. 19.06.2014 Такие разные тексты Свойства контуров и возможность их объединения и исключения, булева операция «Исключающее ИЛИ» Пр. №6 «Табличка с вырезанной надписью»
7. 20.06.2014 «Круглая» тема Инструмент эллипс, создание эффектов тени и сета, бликов; прозрачность Пр №6 «Сладкий подарок»
8. 21.06.2014 Рисуем абстрактные обои Кривые Безье, типв узлов, работа с узлами – разрыв кривой, соединение узлов, интерполяция, эффекты Пр №7 «Обои на рабочий стол Валентинка»
9. 23.06.2014 Граффити Создание узоров из фигур, на примере кирпичной стенки, копирование, группировка объектов, установка размера объекта Пр. №8 «Стиль города»
10. 24.06.2014 Сложные контуры Булевы операции: создание сложных контуров с помощью разности двух более простых контуров Пр. №9 «Жизнь жуков»
11. 25.06.2014 Пр. №10 «Кукла в стиле кантри» Использование фильтров, Булева операция суммирования, «дрожание» узлов Пр. №10 «Кукла в стиле кантри»
12. 26.06.2014 Пр. №11 «Шарик из пазлов» Векторизация растра, разбиение контура, градиент Пр. №11 «Шарик из пазлов»
13. 27.06.2014 Пр. №12 «Пигнвин» Закрепление навыков работы с объектами, градиентами, создания бликов Пр. №12 «Пингвин»
14. 28.06.2014 Творческое задание «Векторный пейзаж» Составление сюжетного изображения из отдельных объектов Творческое задание «Векторный пейзаж»
15. 30.06.2014 Творческое задание «Векторный пейзаж» Составление сюжетного изображения из отдельных объектов Творческое задание «Векторный пейзаж»

Приложение 1

План занятия №1:

№ занятия Дата Тема Основные понятия Компьютерный практикум
1. 13.06.2014 Понятие векторной графики. Знакомство с редактором Inkscape Векторная графика, графический примитив, графический редактор, инструменты выделения, перемещение объектов, работа с палитрой, группировка объектов Пр. №1 «Дом, в котором я живу»
  1. Игры на знакомство (20 минут)

    «Математика»

    Дети сидят в кругу. Учитель даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное двум (трём, четырем), произносит вместо цифры своё имя».

    «А я еду, а я тоже, а я заяц»

    Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место — не занято никем. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок — со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц», четвертый — четвертый – «А я с …» (произносит имя присутствующего). Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего — успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

  2. Правила ТБ. (20 минут)

    Перерыв (10 минут) – свободное время.

  3. Подготовка к восприятию материала – творческая работа.(15 минут)

    Дети делятся на две группы. Одна получает краски, кисти, ватман, другая – цветную бумагу, ножницы, клей. Задание – используя имеющиеся принадлежности изобразить «Дом, в котором я живу».

    В результате необходимо обсудить различия в технологии создания изображения.

  4. Введение понятия растровой и векторной графики. (25 минут)

    Учитель, используя презентацию объясняет основные понятия занятия, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого из видов графики.

    Перерыв (10 минут) – свободное время.

  5. Компьютерный практикум.(30минут)

    Пр. №1 «Дом, в котором я живу»

  6. Коллективное составление отчета по проделанной работе (10 минут).

    Ребята делятся на 4 группы (группы каждый день меняются номерами) для создания слайдов отчета. 1 слайд – «Мы узнали», 2 слайд – «Мы научились», 3 слайд – «Нам понравилось», 4 слайд – «Хотим узнать», 5 слайд – «Наши работы» (выполняет учитель)

    Перерыв (10 минут) – свободное время.

  7. Самостоятельная творческая деятельность учащихся (40 минут).

    Ребята по группам или индивидуально выполняют работу на свободную тему. 1 этап – создание аппликации из бумаги, 2 этап – реализация в среде векторного редактора Inskscape, 3 этап – демонстрация аппликаций и компьютерных работ, их обсуждение.>

Приложение 2

План занятия №2:

№ занятия Дата Тема Основные понятия Компьютерный практикум
2. 14.06.2014 Работа с узлами Инструмент Перо, узел объекта, типы узлов, размывание, градиентная заливка Пр. №2 «Милому другу»

План занятия:

  1. Игры на знакомство (20 минут)

    Игра «Ветер дует на…»

    Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее…

    «А я еду, а я тоже, а я заяц…»

    Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место — не занято никем. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок — со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц», четвертый — четвертый – «а я с …» (произносит имя присутствующего). Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего — успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

  2. Закрепление правил ТБ. (5 минут).

    Игра «Если «Да» — хлопай, если «нет» — топай». Учитель произносит различные утверждения, если они соответствуют правилам ТБ в кабинете информатики, дети хлопают, нет – топают.

  3. Компьютерное тестирование по правилам ТБ (15 минут)

    Перерыв (10 минут) – свободное время.

  4. Подготовка к восприятию материала – игра «Клубочек».(15 минут)

    Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос сидящему рядом участнику игры (например: «Что ты любишь?») и передает ему клубочек Ребенок берет его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку и передает ему клубочек. Таким образом в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое. Далее дети перемещаются по классу для создание контура определенной фигуры.

  5. Введение понятий, знакомство с инструментами для выполнения практической части. (15 минут)

    Учитель, используя презентацию объясняет основные понятия занятия, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого из видов графики.

    Перерыв (10 минут) – свободное время.

    .

  6. Компьютерный практикум.(30минут)

    Пр. №2 «Милому другу»

  7. Коллективное составление отчета по проделанной работе (10 минут).

    Ребята делятся на 4 группы (группы каждый день меняются номерами) для создания слайдов отчета. 1 слайд – «Мы узнали», 2 слайд – «Мы научились», 3 слайд – «Нам понравилось», 4 слайд – «Хотим узнать», 5 слайд – «Наши работы» (выполняет учитель)

    Перерыв (10 минут) – свободное время.

  8. Самостоятельная творческая деятельность учащихся (40 минут).

    Ребята по группам или индивидуально выполняют работу на свободную тему. Единственное условие – использование рассмотренных инструментов. Возможный вариант – доработка предыдущей работы. Демонстрация компьютерных работ, их обсуждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 4 =