Структура и содержание учебного материала в Букваре Т.М. Андриановой УМК «Планета Знаний». Плюсы и минусы

Автор: Белякина Е.В.

Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение детей к маршрутам помогает им представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, оценивать свои знания.

Тема «Алфавит» имеет 37 подтем:

  • подтемы 1 – 34 соответствуют тридцати трем буквам русского алфавита, включая дополнительную подтему, отражающую вторую роль мягкого знака в русcком языке «Разделительный мягкий знак»

  • 35 – «Алфавит»

  • 36 – «Необычные азбуки»

37 – «Из истории букварей»

Последовательность изучения букв и распределение их по блокам позволяют:

— сравнительно быстро выходить на чтение слов, предложений и текстов;

— наблюдать за звуками в сильной и слабой позициях, что способствует скорейшему переходу от орфографического к орфоэпическому чтению;

— более успешно и осмысленно проводить звуко-буквенный анализ;

— снимать напряженность при изучении двузвучных гласных Е, Ё, Ю, Я, так как знакомство с Й происходит за долго до изучения йотированных гласных;

— самостоятельно проводить наблюдения за единством подходов к буквам изучаемой группы, используя ранее полученные знания.

Основная часть содержит в себе необходимый учебный материал, соответствующий государственному стандарту и обязательный для изучения. Вариативная часть включает дополнительный материал. Учитель сам определяет сбалансированность в учебном процессе заданий инвариантного и вариативного характера, что позволяет ему конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.

На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме:

  1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки или литературного произведения.

  2. Знакомство с героем. Рассматривание соответствующей картинки в букваре.

  3. Выделение конкретного звука из названий предметов, изображенных на данной картинке (включая героя произведения).

  4. Характеристика звука: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.

  5. Тренировочные упражнения в поиске и названии слов с данным звуком и определении его места в слове.

  6. Обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.

  7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.

Инвариантная часть содержит в себе необходимый учебный материал, соответствующий государственному стандарту и обязательный для изучения. Вариативная часть включает дополнительный материал. Учитель сам определяет сбалансированность в учебном процессе заданий инвариантного и вариативного характера, что позволяет ему конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.

На данном слайде представлены страницы Букваря, посвященные введению вновь изучаемой буквы.

На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме:

  1. Чтение учителем отрывка из конкретной сказки или литературного произведения.

  2. Знакомство с героем. Рассматривание соответствующей картинки в букваре.

  3. Выделение конкретного звука из названий предметов, изображенных на данной картинке (включая героя произведения).

  4. Характеристика звука: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.

  5. Тренировочные упражнения в поиске и названии слов с данным звуком и определении его места в слове.

  6. Обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.

  7. Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.

  8. Материал, отобранный для чтения, дает возможность детям наблюдать за различными языковыми явлениями. Не вводя терминов и правил учитель, знакомит детей с грамматическими категориями: «одушевленность — неодушевленность», «род и число» . На доступном уровне детям предлагается проводить наблюдения за словом с разных позиций: фонетической, орфографической, морфемной, морфологической, лексической и этимологической

  9. *Материалы читального зала помогут в отработке умений и навыков:

  • чтения слогов различной конструкции – п. 1-3
  • чтения слов с использованием побуквенного наращивания — п. 4-5
  • чтения слогов со стечением согласных — п. 8
  • чтения 2-х и 3-х сложных слов – п. 6, 7, 9, 11
  • чтения предложений (с использованием перемещения логического ударения) – п. 10

ПЛЮСЫ:

  1. Страницы учебника красочные, много иллюстраций.
  2. Тетрадь на печатной основе хорошо дополняет учебник разнообразными заданиями.
  3. Маршрутные листы.
  4. Читальные залы

МИНУСЫ:

  1. Авторами не предусмотрено чтение слогов, сразу даются слова с большим количеством букв, что затрудняет обучение чтению детей, которые не умеют читать.

Недостачно звукобуквенных схем.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 1 =