Автор: Белякина Е.В.
Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала на доступном ребенку уровне. Маршрутные листы наглядно показывают учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Постоянное обращение детей к маршрутам помогает им представлять последовательность изложения материала, формулировать учебные цели, отслеживать продвижение по учебной теме, оценивать свои знания.
Тема «Алфавит» имеет 37 подтем:
-
подтемы 1 – 34 соответствуют тридцати трем буквам русского алфавита, включая дополнительную подтему, отражающую вторую роль мягкого знака в русcком языке «Разделительный мягкий знак»
-
35 – «Алфавит»
-
36 – «Необычные азбуки»
37 – «Из истории букварей»
Последовательность изучения букв и распределение их по блокам позволяют:
— сравнительно быстро выходить на чтение слов, предложений и текстов;
— наблюдать за звуками в сильной и слабой позициях, что способствует скорейшему переходу от орфографического к орфоэпическому чтению;
— более успешно и осмысленно проводить звуко-буквенный анализ;
— снимать напряженность при изучении двузвучных гласных Е, Ё, Ю, Я, так как знакомство с Й происходит за долго до изучения йотированных гласных;
— самостоятельно проводить наблюдения за единством подходов к буквам изучаемой группы, используя ранее полученные знания.
Основная часть содержит в себе необходимый учебный материал, соответствующий государственному стандарту и обязательный для изучения. Вариативная часть включает дополнительный материал. Учитель сам определяет сбалансированность в учебном процессе заданий инвариантного и вариативного характера, что позволяет ему конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.
На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме:
-
Чтение учителем отрывка из конкретной сказки или литературного произведения.
-
Знакомство с героем. Рассматривание соответствующей картинки в букваре.
-
Выделение конкретного звука из названий предметов, изображенных на данной картинке (включая героя произведения).
-
Характеристика звука: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.
-
Тренировочные упражнения в поиске и названии слов с данным звуком и определении его места в слове.
-
Обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.
-
Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.
Инвариантная часть содержит в себе необходимый учебный материал, соответствующий государственному стандарту и обязательный для изучения. Вариативная часть включает дополнительный материал. Учитель сам определяет сбалансированность в учебном процессе заданий инвариантного и вариативного характера, что позволяет ему конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса.
На данном слайде представлены страницы Букваря, посвященные введению вновь изучаемой буквы.
На всех уроках введение вновь изучаемой буквы будет происходить практически по одной и той же схеме:
-
Чтение учителем отрывка из конкретной сказки или литературного произведения.
-
Знакомство с героем. Рассматривание соответствующей картинки в букваре.
-
Выделение конкретного звука из названий предметов, изображенных на данной картинке (включая героя произведения).
-
Характеристика звука: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.
-
Тренировочные упражнения в поиске и названии слов с данным звуком и определении его места в слове.
-
Обозначение звука буквой. Рассматривание графики буквы, её печатного и письменного изображения.
-
Правильное называние буквы. Сравнение понятий звук и буква.
-
Материал, отобранный для чтения, дает возможность детям наблюдать за различными языковыми явлениями. Не вводя терминов и правил учитель, знакомит детей с грамматическими категориями: «одушевленность — неодушевленность», «род и число» . На доступном уровне детям предлагается проводить наблюдения за словом с разных позиций: фонетической, орфографической, морфемной, морфологической, лексической и этимологической
-
*Материалы читального зала помогут в отработке умений и навыков:
- чтения слогов различной конструкции – п. 1-3
- чтения слов с использованием побуквенного наращивания — п. 4-5
- чтения слогов со стечением согласных — п. 8
- чтения 2-х и 3-х сложных слов – п. 6, 7, 9, 11
- чтения предложений (с использованием перемещения логического ударения) – п. 10
ПЛЮСЫ:
- Страницы учебника красочные, много иллюстраций.
- Тетрадь на печатной основе хорошо дополняет учебник разнообразными заданиями.
- Маршрутные листы.
- Читальные залы
МИНУСЫ:
-
Авторами не предусмотрено чтение слогов, сразу даются слова с большим количеством букв, что затрудняет обучение чтению детей, которые не умеют читать.
Недостачно звукобуквенных схем.