Тайны изящной словесности

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Цели урока: углубить знания учащихся о лексических образных средствах; исследовать роль тропов в тексте; развивать интерес к искусству слова; способствовать духовному росту учащихся.

Тип урока: развития речи

Форма: творческая лаборатория

Оборудование: Презентация(8 класс Тайны изящной словесности), запись полонеза Огинского, романса на слова И.С. Тургенева “Утро туманное, утро седое…”

В каждом слове бездна пространства;
каждое слово необъятно, как поэт.
Н. В. Гоголь

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Прекрасные чувства, глубокие мысли, донесенные с помощью незабываемых чарующих образов, всегда восхищают и впечатляют, и мы ощущаем их таинственную власть над нашими душами. Но чтобы понять замысел автора и получить истинное удовольствие от чтения, нужно знать, как поэзия становится музыкой, в чем состоит искусство образной речи. Какие образные средства языка вам известны? (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты)

Сегодня мы с вами в научно-исследовательском институте. У нас 4 лингвистические лаборатории, каждая из которых работает по своей проблеме. Стремясь раскрыть тайны изящной словесности, мы проведем исследовательскую работу, целью которой будет систематизация и углубление знаний о средствах выразительности и их роли в создании художественного образа.

Орг. момент: запишите число и тему, эпиграф урока. К этим словам Н. В. Гоголя мы вернемся в конце урока.

  • Кроссвордный диктант: я называю определение, а вы записываете троп.

  • Вид тропа, в основе которого лежит переносное значение слова (метафора)

  • Художественное определение (эпитет)

  • Вид тропа, при котором неживому предмету присваиваются свойства и качества живого (олицетворение)

  • Вид тропа, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим (сравнение)

  • Кроме того, мы познакомимся с такими тропами, как метонимия и синекдоха ( на доску)

Что же такое тропы, и как они появились. Выступление сотрудника

Троп ( от греч. поворот) – прием употребления слов в таких контекстах, которые обнаруживают у них новые смысловые оттенки. Возникновение образного слова тесно связано с древним мифом. Древний человек пытался объяснить в мифах таинственный и загадочный для него мир. Так появились мифы о происхождении мира, солнца, звезд, луны, человека, животных, растений, о покорении сил природы… Нашим предкам казалось, что солнце садится, выглядывает из-за туч, улыбается; небо хмурится; трава льнет к земле… Окружающий мир казался человеку живым. Миф способствовал бурному развитию образности в языке, он оставил языку богатую образность, дав начало поэтическому употреблению слова, рождая изящную словесность.

Пока работают группы, класс составляет таблицу

Троп

Определение

Пример

Работа 1 группы

Слайд “Горит восток зарёю новой…” Определите троп

Итак, мы начинаем разговор о метафоре. Вдумаемся в слова Аристотеля: “… А всего важнее – быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство”.

Сообщение научного сотрудника группы №1 о метафоре.

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Это явление вызвано наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения. Среди других тропов метафора занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объема, назначения, положения в пространстве и времени

Анализ пушкинской метафоры Слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня, в контексте она получает особый символический смысл: перед Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.

Мы вами наблюдали роль метафоры в художественном тексте. А теперь текст в публицистическом стиле.

Выпишите метафоры. Чтение подготовленным учеником текста В.П.Астафьева: “Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (Включаем грамзапись полонеза.) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далекую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью”.

В тех случаях, когда метафорический образ охватывает несколько фраз или даже распространяется на всё произведение, метафора называется развернутой. Когда метафорическое выражение берется в прямом смысле и происходит его дальнейшее буквальное развертывание, возникает явление реализации метафоры – прием, нередко вызывающий комический эффект.

Ученик читает наизусть стихотворение В.В. Маяковского “Вот так я сделался собакой”.

У вас было задание подобрать поэтические строки, основанные на метафоре.

Троп

Определение

Пример

Метафора

Развернутая метафора

Реализованная метафора

это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Образ охватывает несколько фраз

Переносное значение переходит в прямое

Горит восток зарёю новой

Музыка хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью”.

Вот так я сделался собакой

Работа 2 группы

Слайд: Картина Левитана «Золотая осень». Определите троп, который лежит в названии картины

Сообщение руководителя группы №2 об эпитете.

Эпитетом называется образное определение предмета или действия, содержащее эмоциональную оценку. (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она). В отличие от точных эпитетов, выраженных словами, использованными в прямом значении (красная калина, знойный полдень), эпитеты — это чаще всего красочные определения, выраженные прилагательными употребленные в переносном значении (золотая осень, заплаканные окна). В качестве эпитетов могут выступать отглагольные существительные (усыпительный шум дождя), наречия (Листья были напряженно вытянуты по ветру).

Прослушивание грамзаписи романса “Утро туманное..”, Какова роль эпитета в тексте.

Анализ предложенных примеров:

Что ты жадно глядишь на дорогу…(Н.А.Некрасов)

У вас было задание подобрать поэтические строки с эпитетами

Троп

Определение

Пример

Эпитет

образное определение предмета или действия

волнистые туманы, золотая осень, заплаканные окна

Работа 3 группы

Работа по картине Левитана “Золотая осень”, чтение цитаты из стихотворения С.Есенина:

И золотеющая осень,

В берёзах убавляя сок,

За всех, кого любил и бросил,

Листвою плачет на песок.

Сообщение руководителя группы №3 об олицетворении

Олицетворением называется наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение — один из самых распространенных тропов. Традиция его употребления восходит к устной народной поэзии (Не шуми, мати, зеленая дубравушка, не мешай мне, доброму молодцу, думу думати…) Художники слова сделали олицетворение важнейшим средством образной речи. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать. Прием олицетворения используется в заголовках газетных статей (“Ледовая дорожка ждет”, “Солнце зажигает маяки”, “Матч принес рекорды”).

Анализ примеров

Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души.

У вас было задание подобрать поэтические строки, основанные на олицетворении

Троп

Определение

Пример

Олицетворение

наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека.

Заводь спит. Молчит вода зеркальная.

Работа 4 групп

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Сообщение руководителя группы №4 о сравнении

Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза. Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца. Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы. Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Это развернутое сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

Анализ предложенных примеров:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

У вас было задание подобрать поэтические строки со сравнениями

Троп

Определение

Пример

Сравнение

Развернутое сравнение

сопоставление одного предмета с другим (союзы: как, словно, будто, точно)

состоит из нескольких предложений

Как ночь, черны его глаза

Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

Сообщение учителя о метонимии

Еще одна разновидность тропов — метонимия. Когда М. Исаковский пишет: Только слышно, на улице где то одинокая бродит гармонь, то каждому ясно, что это ходит человек с гармонью. К метонимии обращался А. Пушкин, рисуя «волшебный край» (театр): Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — все кипит…

Метонимия — вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности. Например: Фарфор и бронза на столе (П.) — названия материалов использованы для обозначения сделанных из них предметов. Метонимию часто рассматривают как разновидность метафоры, однако между ними есть существенные различия: для метафорического переноса названия сопоставляемые предметы должны быть обязательно похожи, а при метонимии такого сходства нет; метафору легко переделать в сравнение, метонимия этого не допускает. (Ликует буйный Рим… — Л.); название сосуда используется в значении содержимого (.. .Шипенье пенистых бокалов… -П.); имя автора заменяет название его произведений (Траурный Шопен громыхал у заката. — Св.)

Анализ примеров, рассматриваем различные основания смежности: материал и изделие из него; автор и его произведение; содержащее и содержимое; место и люди; название орудия действия и само действие.

Он (Максим Петрович) не то на серебре, на золоте едал.(А.С.Грибоедов)

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.А.Крылов)

…Их селы и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам… (А.С.Пушкин)

Разновидностью метонимии является синекдоха. Этот троп состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот. Например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) единственное число существительного француз выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл (С берез неслышен, невесом слетает желтый лист).

Троп

Определение

Пример

Метонимия

синекдоха

вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности.

замена множественного числа единственным

Ликует буйный Рим…

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Какие тропы мы уже знали? Что нового мы узнали на уроке?

Самостоятельная работа ( коллективная): определите троп:

1 Фарфор и бронза на столе.

2 Я помню чудное мгновенье.

3 Море дышит полной грудью.

4 Ты прочитал Чехова?

5 Швед, русский колет, рубит, режет.

6 Ветер буйный, солнце красное.

7 Анчар, как грозный часовой,

Ключ: эпитет(2,6), олицетворение(3), сравнение(7), метонимия(1,4),синекдоха(5)

Итог урока:

Как вы понимаете эпиграф?

А теперь я попрошу вас оценить наиболее активных сотрудников лаборатории.

Домашнее задание: анализ стихотворения (слышим, видим, чувствуем, сравниваем)

Тихо в чаще можжевеля по обрыву

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу. (С. А. Есенин – “певец русской деревни”).

– О чем это стихотворение (тема)? (Осень в лесу).

– Какое настроение оно передает? (Тишина – умиротворение, светлая грусть).

– При помощи каких метафор создается образ осени

Очень трудно выделить метафоры у данного поэта. Почему? (Одна плавно переходит в другую).

Особенностью стиля С. А. Есенина является употребление развернутых метафор.

Обратим внимание на лексику: еще одна особенность стиля поэта – смешение высокого и повседневного, высокого и низкого (можжевель, рыжая кобыла, на кусту и покров берегов, схимник).

Далее следует словарная работа со словом СХИМНИК.

Схимник – монах, принявший схиму. Схима – высшая монашеская степень, требующая от посвященного в нее выполнения суровых правил.

Почему ветер назван схимником?

  1. Мы видим: В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко-красные

  2. Какие мы слышим звуки? Гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки.

  3. Мы чувствуем. У природы есть душа. Она прячется от нас. (Лирика – как можно изобразить чувства?) Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, привычно в осеннем лесу, и в то же время так печально, тихо и торжественно. Чувствуем жалость и нежность.

  4. Мы сравниваем. Метафора основывается на сравнении. Какие образы возникают в сознании? (Порыжевшие листья – клочья гривы рыжей лошади. Хруст льдинок под ногами, звук шагов – лязг подков. Рябиновые кисти, как будто висящие прямо в воздухе, – как капли крови невидимого существа, стоящего среди деревьев (Христа).

Убираем первый план (“видим”) и подменяем его изображением того, с чем сравниваем. Остаются только образы – метафоры.

Реализация индивидуального задания. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению и защитить ее.

Дополнительные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + двадцать =