Урок-мастерская по рассказу В. Солоухина «Мститель»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Цели урока.

  1. Готовить детей к восприятию международного государственного права, а именно, истинному уважению другого человека.

  2. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста.

  3. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся.

  4. Научить определять характер героя по его внутреннему монологу.

  5. Формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности.

  6. Воспитывать учащихся с позиции гуманистических ценностей и норм права: учить контролировать чувство мести

Форма работы групповая

Слово учителя

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье.

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Индукция

Как вы думаете, на какие вопросы нам необходимо ответить в течение урока? (Почему герой отказался от мести?)

Какое слово будет ключевым? (Месть)

Задания группам.

На что похожа месть? Доказать (пожар в лесу/смерч/бумеранг/ водоворот.)

Самоконструкция

1 группа.

Звучит музыка (Этюд А.Скрябина “Революционный”) Нарисуйте кривую, отражающую настроение данной мелодии. Какие чувства вызывает эта мелодия? (волнует, слышатся напряжённые звуки, смятение, буря эмоций …) Как меняется настроение? Как думаете, можно ли эту мелодию соотнести с произведением?

2 группа

Подберите однокоренные слова к слову «месть». Сравните два слова: «месть» и «возмездие». В чем заключается принципиальное различие в значении этих слов? МЕСТЬ — намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду; ВОЗМЕЗДИЕ — отплата, кара за причиненное, совершенное зло. Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими (у каждого народа разными) справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово «возмездие» все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, так как наказание подразумевает не только кару, но и воспитание..

3 группа

Как вы понимаете смысл слова «месть»? Месть – действия в отплату за причинённое зло, возмездие за что-нибудь. Жажда мести. Сделать что-нибудь из мести. Какие синонимы можно подобрать к слову «месть»? Месть, отмщение, отплата, отметка (разг.)Какой антоним слова «месть»?Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие. Синонимы: сострадательность, сердобольность, жалостливость (разг.), сердоболие (устар.) Вы прочитали рассказ В. Солоухина «Мститель». Какие слова из определений «месть», «милосердие» наиболее точно определяют тему нашего разговора?– Наиболее точные слова для нашего разговора: действие в отплату за причинённое зло; готовность простить кого-нибудь из человеколюбия.

4 группа

Разгадайте кроссворд

         

1

А

г

а

ф

о

н

о

в

       

2

д

р

у

з

ь

я

 
 

3

п

р

и

д

у

м

а

е

т

 
         

4

к

а

т

ы

ш

 
 

5

т

е

п

л

и

н

к

а

 
       

6

о

б

и

д

а

 
           

7

з

л

о

с

т

ь

 
           

8

м

е

с

т

ь

 

  1. Фамилия одного из героев рассказа.

  2. Кем стали после похода в лес герои рассказа.

  3. Закончите фразу из текста: «Да и Витька, в сущности, не плохой мальчишка – вечно он что-нибудь… (придумает)».

  4. Как называется круглый комок, скатанный из чего-нибудь?

  5. Как называется небольшой костер?

  6. Что почувствовал герой после удара в спину?

  7. Какое чувство вызывает у героя обида?

  8. Что порождает обида и злость?

Социоконструкция

1 группа.

Проиллюстрируйте текстом, как автор передаёт эмоциональное состояние мальчика, опираясь на описания природы. Сравните, какие краски преобладают при описании сентябрьского дня в начале рассказа и после «маленького происшествия»? Действительно ли это происшествие «маленькое», незначительное? («Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым…», «…серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто-голубом» — «наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба»). Месть страшна и разрушительна, механизм ее возникновения и развития всегда одинаков — вызвана ли она такими серьезными причинами, как смерть близких и дорогих людей, или такими «пустяками», как пущенный в спину комок земли, — дело не столько в поводах к мести, сколько в ее последствиях.

2 группа

Проследите по тексту, как у героя созрел замысел отомстить. Приведите примеры грубой лексики героя, которая служит подтверждением злодейского умысла

Желание отомстить

«Ну что, попался на узенькой дорожке?»

«Вот я тебе покажу «пойдём»!

«Когда сбегаем за солью я тебя обязательно прищучу в лесу…»

«Не сейчас ли мне расправиться…»

«Чего стоит развернуться и стукнуть…»

3 группа

Для раскрытия чувства мести и характера героя Солоухин использует внутренний монолог.

Вам нужно было подчеркнуть ключевые фразы внутреннего монолога, чтобы проследить развитие чувства и настроения героя, раскрытия его характера.

 

Желание отомстить

Отступление от желания отомстить

«Ну что, попался на узенькой дорожке?»

«Вот я тебе покажу «пойдём»!

«Когда сбегаем за солью я тебя обязательно прищучу в лесу…»

«Не сейчас ли мне расправиться…»

«Чего стоит развернуться и стукнуть…»

«Ну ладно… потом я уж с тобой разделаюсь»

«Когда кончим жечь теплинку…»

«… всегда успеется…»

«и тут я должен буду…»

«очень не хотелось домой»

«Всегда он что-то придумает…»

«Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать»

«Непросто человека ударить…»

«Да и злости я уж не слышу в себе»

«Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка. А теперь – ладно»

«Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку»

Данный анализ внутреннего монолога говорит о борьбе чувств: отомстить или нет. Какое чувство преобладает? какой черте характера свидетельствует это преобладание отказаться от мести?– Герой рассказа благороден.

В какие моменты прогулки мальчиков проявляется благородство героя?

Какой линией вы изобразите движение души от решения отомстить к прощению (милосердию)? (Волнистой линией, а не под углом, т. к. переход постепенный.)

 

Какой момент в рассказе является кульминационным в желании отомстить или нет?

Кульминационным моментом является сцена «Развели теплинку».

Давайте представим, как бы это выглядело на экране, если бы снимали фильм по этому рассказу.

Почему герою не хотелось идти домой?

Какое настроение у героя на речке?

Найдите в описании речки слова, которые подтверждают, что у героя радостное настроение?

С каким настроением герой рассказа входит в село?

Что же лучше: отомстить обидчику или удержаться от этого желания?

Какой линией вы изобразите движение души от решения отомстить к прощению (милосердию)? (Волнистой линией, а не под углом, т. к. переход постепенный.)

 

4 группа

Составление киносценария

1-й кадр. Мальчики копают ямку, осторожно кладут в неё яйца. Засыпают землёй. На экране – земля, руки, ямка. Камеру переводим на лица героев. Выражение лиц безмятежное, увлечённое. Злости в выражениях лиц нет.

2-й кадр. Сначала зажгли небольшую сосновую веточку. «Она вспыхнула от одной спички и горела так, словно гореть для неё большая радость». Лица ребят – выражение радости.

3-й кадр. Укрепление огня теплинки. «На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки… сначала колодцем, крест-накрест, потом стали класть шалашиком. Постепенно пошли палочки потолще, ещё потолще, и теплинка наша разгорелась ровным сильным огнём.
Выражение лица героя радостное, с благодарностью глянул на Витьку и подумал: «Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно…»

4-й кадр. Насаживают рыжики на прутик. Шипение соли, подрумяниваются рыжики. На мгновение вернулось чувство мести, вспомнился тяжёлый земляной катыш. Желание отомстить отступает («всегда успеется»), ведь рыжики нашёл Витька, с ним интересно в лесу, всегда он что-нибудь придумает. Выражение лица героя должно передать эту смену настроений.

Слайд № 5.

Социализация

Афиширование

Разрыв

.Как вы относитесь к такому завершению рассказа, которое придумал Владимир Солоухин? Правомерно ли звучит его название — «Мститель»? Может быть, вас устроил бы другой финал? Какой именно? (Писателю важно было не столько проследить зарождение и динамику мстительного чувства в душе мальчика, сколько показать сопротивление его доброй натуры им же придуманному «злодейскому замыслу» (именно так сам герой определяет свой план мести). Кроме того, искусственное разжигание обиды, решимость отомстить мигом гасится искренностью, доброжелательностью, наконец, мальчишеским любопытством главного героя, которому очень интересно и весело с «врагом», — все это создает мягкую авторскую иронию, отразившуюся в нарочитой несочетаемости грозного названия рассказа и финальной фразы: «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».)

Написать синквейн

Памятка “Как написать синквейн”.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы.

Рассказчик

Обиженный, сомневающийся

Размышляет, прощает, радуется

Хорошо, что не отомстил

“Мститель”

Витька

Доверчивый, находчивый

Обижает, верит, придумывает

С ним всегда интересно

Друг

Рассказ

Поучительный, интересный

Советует, учит, помогает

Буду стараться избегать мести

Притча

Рефлексия

Какие этапы урока запомнились?

Стал ли рассказ важен лично для тебя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 + шесть =