Урок по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»

Тема: Спешите делать добрые дела.

(УРОК ПО РАССКАЗУ А.КУПРИНА «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»)

Цели: продолжить разговор о гуманности, привлекая внимание учащихся к поступкам исторических личностей, расширить представление о композиции эпического произведения малой формы.

Ход урока

Нравственная задача:

Сейчас к нам придёт волшебница и подарит волшебный цветок. На нём будет один лепесток. Вы можете загадать только одно желание. Запишите на нём своё желание. Помните: у вас только один лепесток.

Вопросы для обсуждения:

    • Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?

    • Какие дела можно назвать добрыми?

А обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

Достаточно иметь доброе сердце. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

Добро бескорыстно

Слово учителя

Жизнь людей на земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким людям… И тогда у человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И потому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как чудо…

Сегодня мы обсудим такой рассказ, а называется он «Чудесный доктор». Написал его Александр Иванович Куприн в 1987 году.

Подготовка к восприятию текста

Подберите однокоренные слова к слову «чудесный».

(чудо, чудак, чудаковатый, чудачество, чудачка, чудесно, чудик, чудить, чудиться, чудище, чудной, чудный )

Как вы понимаете значение слова «чудесный»?

Познакомьтесь со словарными определениями этого слова.

Чудесный – 1) Являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.

2) Проникнутый фнтастикой, полный чудес; удивительный, необычный.

3) Чудный, замечательный

Словарная работа:

  • милосердие

  • сострадание

  • сочувствие

  • сопереживание

  • помощь

  • бескорыстие

  • Равнодушие

  • Жестокость

  • Насилие

  • Злонамеренность

  • Враждебность

  • Корысть

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.

Сострадание — одно из основных нравственных переживаний человека. Участие в страданиях другого существа (животного, человека) рождает желание помочь ему.

По ходу урока ввести лексику:

Доброта

Отчаяние

Трагическая ситуация

Счастливое разрешение

Внимательный к нуждам людей

Добро бескорыстно

Помочь нуждающемуся человеку

Равнодушный и безразличный к страданиям детей город

Чудо не только сострадание, но и действенная помощь

Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце

Работа по тексту

1. В какое время года происходит действие рассказа?

(Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…) Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела «великолепная выставка» витрины на мальчиков?

2. Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении? Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?

3. Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведите примеры из текста.

(Описание дома при помощи эпитетов и метафор: «ветхий дом», «подземелье», «закоптелые, плачущие от сырости стены», «ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс», «душная, промозглая комната», «грязная широкая постель». Передача чувств героев: «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания».

Описание состояния героев: «дыхание было коротко и затруднительно», «глаза смотрели пристально и бесцельно», «кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок»

Портретная характеристика героев: «худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом», «встревоженное лицо» и т.д

Речевая характеристика героев: «спросила… отрывисто и нетерпеливо», «тревожно спросила», «хрипло ответил» и т.д.)

4. Восстановите в хронологическом порядке то, что произошло с семьей Мерцалова.

(В рассказе Куприна есть повествовательная рамка – в начале и в конце произведения. Рассказ выросшего Гриши дается в изложении автора-рассказчика. Роль этой повествовательной рамки – подчеркнуть достоверность услышанного от собеседника. Важно указать, что в рассказе описывается то, что произошло в течение одного дня.)

5. Чем объясняли свой отказ те, к кому Мерцалов обращался за помощью?

(«Но все отговаривались или праздничными хлопотами, или неимением денег… Иные, как, например, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просителей с крыльца».)

Перечислите способы, с помощью которых Мерцалов пробовал достать денег.

6. В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?

(Им овладело отчаяние, потому что ему неоткуда было ждать помощи, он не мог рассчитывать на сострадание окружающих.)

7. Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелева:

«Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»?

К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?

8. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?

Почему он не ушел после «озлобленных криков» Мерцалова?

9. Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени? Почему не дал деньги открыто?

10. Самостоятельная работа учащихся.

Определите, как в тексте проявляются оттенки значения слова «чудесный».

1. Что было «чудесного» в поступках незнакомца?

2. Знаете ли вы что-нибудь о Николае Ивановиче Пирогове

Индивидуальное задание

О деятельности Н.И. Пирогова, связанной с православными попечительными обществами и преподаванием.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) – хирург, анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии; способствовал подготовке сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в России в период военных действий в Крыму в 1853–1856 годах. Позднее, в 1867 году, это движение оформилось в Российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста (РОКК).

Н.И. Пирогов работал преподавателем – консультантом в Свято-Троицкой общине сестер милосердия община занималась попечением бедных больных, утешением скорбящих, приведением на истинный путь, страдающих пороками людей, воспитанием беспризорных детей и исправлением детей с дурными наклонностями.

В самом начале Крымской войны в Петербурге была утверждена Крестовоздвиженская община. Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Руководить деятельностью сестер в Крыму было поручено Н.И. Пирогову. Он писал:

“Доказано уже опытом, что никто лучше женщин не может сочувстовать страданиям больного и окружать его попечениями, не известными и, так сказать, не свойственными мужчинами”.

В это время Н.И. Пирогов писал своей жене: “… подумай, мы живем на земле не для себя только”. Принцип этот “жить не только для себя” считал основной сестринского милосердия. Позднее в одном из писем Е.М. Бакуниной он заметил, что больных и раненых “мы не делим на своих и чужих”. В 1867 году образовано было новое общество попечения о больных, оно получило название Красного Креста. Н.И. Пирогов принимал участие в его деятельности.

С 1866 года жил в своем имении с. Вишня (ныне с. Пирогово, около г. Винницы) почти безвыездно В 1897 в Москве Пирогову был воздвигнут памятник.

Вспоминаем, что мы знаем о жанре Святочного рассказа:

Описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя.

Счастливая развязка.

Ведущий мотив рождественских рассказов – милосердие и сочувствие к ребенку.

Строгое разделение добра и зла.

Сведения услышаны или пережиты автором

Докажите, что «Чудесный доктор» святочный рассказ

· Действие рассказа происходит в сочельник.

· В начале рассказа описываются беды, обрушившиеся на семью Мерцаловых, а затем при встрече с профессором Пироговым все неприятности стали отступать. Происходит чудо. Даже сам рассказ называется «Чудесный доктор»

· Профессор явил добродетель милосердия. Спас Мерцалова от самоубийства.

· В рассказе дана установка на истинность происходящего. Поведанное нам вкладывается в уста Григория Емельяновича Мерцалова, который в описанный Куприным Сочельник проливал слезы в закоптелый чугунок с пустым борщом. И в подзаголовке автор приписал «истинное происшествие».

Особенности композиции

Рамочная.. Рассказ в рассказе.

Подведение итогов

Прочитай высказывания, выбери то, которое заключает главную мысль произведения и прокомментируй его.

  • Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. А.Швейцер

  • За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье. А.Чехов

  • Высушить одну слезу — больше доблести, чем пролить целое море крови.

Дж.Байрон

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + 6 =