Урок по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Тема: Эхо войны

Цели урока: продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения к страдающим людям, проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия; совершенствовать навыки сопоставительного анализа, учить обобщать, делать выводы; воспитывать у детей чуткость, отзывчивость по отношению к близким людям.

Тип урока: урок-размышление.

Ход урока:

1. Работа с эпиграфами

Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.

Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.

— Прочитайте высказывания великих людей. В чём смысл этих высказываний?

(Добро бескорыстно, оно не ждёт благодарности.

Доброе дело важно прежде всего для того, кто его делает.)

Какое отношение эти высказывания имеют к произведению?

2. Аналитическая работа по тексту

Жанр – рассказ ( 1 сюжетная линия, небольшое по объему)

Род литературы – эпический ( о людях и событиях, в которых они принимают участие0

Тема — о мальчике, который переживает нравственное взросление, помогая бабушке пережить последствия войны

Сопоставьте элементы сюжета с текстом произведения

  • Экспозиция – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки;

  • Завязка – тревожные сны бабы Дуни,

  • Развитие действия – переживания по поводу тревожного сна.
  • Кульминация – ночь исцеления бабушки.

  • Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.

Композиция. Автор использует мотив сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.

Контраст между мирной жизнью и страхом военных лет

Пересказ от 3 лица о пережитом бабушкой во время войны.

Герои

Внешность

“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.

Посмотрите на фотографии пожилых женщин. Какая, по-вашему, соответствует описанию бабушки?

“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.

“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.

“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.

Сколько лет можно дать Грише?

Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.

3. Сопоставительный анализ.

 

Дети

Внук

1. Поддерживают ли они бабу Дуню?

“свили гнезда в городе”;

“наезжали редко – хорошо, коли раз в год”;

“И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”.

Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери.

“… в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”.

Внука тянет к родным истокам, к родному человеку.

2. Как это отражается на жизни бабы Дуни?

“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней.

Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы.

“Внук приехал… А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах.

С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться.

3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни?

“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”.

Приезд матери им в тягость.

На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…”.

Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке.

4. В чем проявляется их забота?

“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”.

Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам.

“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах…” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “… это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь.

Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем.

5. Как успокаивали бабу Дуню?

“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”.

“Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене. Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль.

“…опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково…”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме…”. “… настойчиво повторял” слова.

Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния.

6. Как относятся к прошлому?

“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”.

Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна.

“Слезы катились и катились… Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать…»

Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека.

Вывод: Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. (найдите в тексте)

4.Творческая работа по тексту – раскрытие душевного богатства Гриши.

“Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу…”

“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно”.

“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло…”

“Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.

“Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…”

Как вы понимаете: “… жалея бабу Дуню и кого-то еще…”?

(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)

Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.

5.Идея

Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?

(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).

Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?

(Гриша ведет себя как человек, который действительно любит и хочет помочь родному человеку. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения, говорит, как приказывает, но в то же время спокойно, мягко и убедительно).

Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?

(Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем”).

О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?

(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)

Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.

Послушайте стихотворение А. Дементьева, перечитайте эпиграфы и письменно сформулируйте идею рассказа

Как важно вовремя успеть

Сказать кому–то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –

Ведь всё нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью – то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего – то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.

6. Заключение по уроку.

Почему рассказ отнесен к разделу « эхо войны»

Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий ( как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.

А говорили всё проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны живёт в народе

И бродит, как в берёзе сок.

А. Селезнёв

Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.

Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?

(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)

Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты. Учитесь у него. Побольше читайте о своих сверстниках, размышляйте об их поступках, о жизни… В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.

Дополнительные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − тринадцать =