Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Тема: Эхо войны
Цели урока: продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса – проблемы гуманного отношения к страдающим людям, проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия; совершенствовать навыки сопоставительного анализа, учить обобщать, делать выводы; воспитывать у детей чуткость, отзывчивость по отношению к близким людям.
Тип урока: урок-размышление.
Ход урока:
1. Работа с эпиграфами
Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев.
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин.
Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков.
— Прочитайте высказывания великих людей. В чём смысл этих высказываний?
(Добро бескорыстно, оно не ждёт благодарности.
Доброе дело важно прежде всего для того, кто его делает.)
Какое отношение эти высказывания имеют к произведению?
2. Аналитическая работа по тексту
Жанр – рассказ ( 1 сюжетная линия, небольшое по объему)
Род литературы – эпический ( о людях и событиях, в которых они принимают участие0
Тема — о мальчике, который переживает нравственное взросление, помогая бабушке пережить последствия войны
Сопоставьте элементы сюжета с текстом произведения
-
Экспозиция – приезд внука, его разнообразные занятия; радость бабушки;
-
Завязка – тревожные сны бабы Дуни,
- Развитие действия – переживания по поводу тревожного сна.
-
Кульминация – ночь исцеления бабушки.
-
Развязка – надежда на полное исцеление бабушки.
Композиция. Автор использует мотив сна, с помощью которого хочет показать, что память о войне неразрывно связана с сознанием людей, переживших Великую Отечественную. Война даже во сне не оставляет в покое стариков, заставляет не забывать те страшные годы.
Контраст между мирной жизнью и страхом военных лет
Пересказ от 3 лица о пережитом бабушкой во время войны.
Герои
Внешность
“Баба Дуня была совсем старой: согбенное оплывающее тело; седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее”. “С приездом Гриши баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты. Даже про хвори забыла”.
Посмотрите на фотографии пожилых женщин. Какая, по-вашему, соответствует описанию бабушки?
“Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку”.
“Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана”.
“А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем”.
Сколько лет можно дать Грише?
Лет 15-16. Он уже почти взрослый, ребячество осталось позади. Остались позади и детские забавы, игры, нет пустого времяпровождения. Гриша вступил в пору юности, о многом размышляет. Занятия серьезные, полезные – укрепляет здоровье, рыбачит. Твердо стоит на данном слове, как обещал, поймал 5 больших бершей на уху и жареху. А раз он твердо стоит на сказанном, то и начатое дело доведет до конца.
3. Сопоставительный анализ.
Дети |
Внук |
|
1. Поддерживают ли они бабу Дуню? |
“свили гнезда в городе”; “наезжали редко – хорошо, коли раз в год”; “И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету”. Дети отдалились не только от родных мест, но и от матери. |
“… в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал”. Внука тянет к родным истокам, к родному человеку. |
2. Как это отражается на жизни бабы Дуни? |
“ И снова баба Дуня осталась одна”. Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно. Ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей очень не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла их в трудные военные и послевоенные годы. |
“Внук приехал… А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме”. С Гришкиным приездом она про хвори забыла. День летел не видя, в суете и заботах. С приездом внука она преображалась, молодела душой. Было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. |
3. Как они переносят тревожный сон бабы Дуни? |
“Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня, и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало”. Приезд матери им в тягость. |
На предупреждение бабушки отвечает: “Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном”. Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: “В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…”. Ему не в тягость просыпаться ночью от тревожных криков бабушки. Он думает не о себе, а о бабушке. |
4. В чем проявляется их забота? |
“Водили ее к врачам, те прописывали лекарства. Ничего не помогало”. Не вникают в ее состояние. Ограничиваются обращением к врачу, к лекарствам. |
“Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще ночи в слезах…” Допытывается: “Ты вправду плачешь?”. “… это только снится, или это было?”. Старается понять ее. Обдумывает, как ей помочь. Жалеет, любит бабушку. Понимает ее сердцем. |
5. Как успокаивали бабу Дуню? |
“Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «“Молчать!” Она перестанет. Мы пробовали”. “Мы” – это родители Гриши: невестка бабы Дуни, не родной ей человек, и сын Петяня, видимо, целиком доверившийся своей жене. Они действовали в духе того жестокого военного времени. Своим криком – приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. |
“…опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко, ласково…”. “Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме…”. “… настойчиво повторял” слова. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он действительно любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. |
6. Как относятся к прошлому? |
“Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли”. “Все люди прожили горькое и забыли”. Видимо, прошлую горькую жизнь сын не прочувствовал до конца. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи. Оберегала детей, сколько могла. Даже на сборы желудей ходила одна. |
“Слезы катились и катились… Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать…» Внук наделен острым чувством любви и жалости, способностью сострадать горю близкого и любимого человека. |
Вывод: Гриша, в отличие от родителей, понимает бабушку всем сердцем. У мальчика отзывчивая, чуткая душа. Не зря автор несколько раз употребляет в тексте слово “сердце” по отношению к Грише. (найдите в тексте)
4.Творческая работа по тексту – раскрытие душевного богатства Гриши.
“Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо бабушки в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу…”
“Когда Гриша шел домой после разговора с мамой, он думал про бабушку”, “и думать про нее было больно”.
“Гриша шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло…”
“Сердце мальчика облилось жалостью и болью”.
“Слезы шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…”
Как вы понимаете: “… жалея бабу Дуню и кого-то еще…”?
(Гриша своим отзывчивым сердцем любит и жалеет не только родную бабушку. Его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война.)
Значит, Гриша всем своим большим сердцем и душой понимает и остро чувствует всю ту боль, которую претерпели многие матери военного времени.
5.Идея
Чем объяснить, что Гриша нашел единственно верный способ исцеления бабушки?
(Тем, что он намного близок к бабушке, чем его отец, ее сын. Мальчик любит бабушку и хорошо понимает ее состояние, вживается в ее душу).
Как он себя ведет? Какова его роль, интонация?
(Гриша ведет себя как человек, который действительно любит и хочет помочь родному человеку. Гриша не кричит, а действует гипнотически, с помощью внушения, говорит, как приказывает, но в то же время спокойно, мягко и убедительно).
Почему Гриша решил, что надо “делать и молчать”?
(Если он расскажет, бабушка перестанет верить ему во сне, и исцеление никогда не наступит. Поэтому он решает молчать. “Это должно остаться и умереть в нем”).
О чем говорит вам название рассказа? Как вы понимаете смысл заглавия?
(Баба Дуня мучается ночью. Она страдает от тревожных снов. Гриша действует ночью. И он будет действовать, избавлять бабушку от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится.)
Исцеление – это полное выздоровление не только от физической боли, страданий, но и от моральной, душевной раны. Гриша выступает в роли целителя, того, кто вылечивает силой внушения. И главное, он верит в свои силы, надеется на лучший исход. А кто верит, у того многое получается.
Послушайте стихотворение А. Дементьева, перечитайте эпиграфы и письменно сформулируйте идею рассказа
Как важно вовремя успеть Сказать кому–то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! – Ведь всё нарушить может смерть. Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надёжное подставить! И знать, что будет так и впредь. |
Но забываем мы подчас Исполнить чью – то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина Потом терзает души. Всего – то надо – научиться слушать Того, чья жизнь обнажена. |
Мы поняли, что близкий родной человек – мать – не должна оставаться одна при живых детях и внуках. Она отдала им всю свою жизнь. Теперь настал их черед заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Обязательно рядом должен быть человек – опора, поддержка в трудную минуту.
6. Заключение по уроку.
Почему рассказ отнесен к разделу « эхо войны»
Мирные люди, уязвимые и беззащитные в ситуации вооруженного конфликта, могут страдать от его последствий ( как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
А говорили всё проходит
И позабудется в свой срок.
Но боль войны живёт в народе
И бродит, как в берёзе сок.
А. Селезнёв
Огромную роль играет власть войны. Тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, оно крепко осело в ее памяти, в душе.
Боль бабы Дуни не физическая, а душевная (ей врачи и лекарства не помогли). Душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Сможет ли Гриша стать ее опорой, поддержкой? Сохранит ли он в себе лучшие душевные качества?
(Да, мы уверены, что Гриша останется таким чутким и отзывчивым и дальше, он пронесет тепло своего сердца через всю жизнь и будет дарить любовь всем окружающим его людям.)
Пусть Гриша послужит вам примером чуткости, отзывчивости, доброты. Учитесь у него. Побольше читайте о своих сверстниках, размышляйте об их поступках, о жизни… В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом стихотворение А.Дементьева.