Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Тема: «Это была самая светлая жизнь…»

Цель: анализ глав романа по сюжетной линии «Мастер и его подруга», сопоставление фактов биографии писателя и страниц романа, нравственное воспитание старшеклассников.

Оформление: портреты М. Булгакова и Елены Сергеевны, кадры из фильма «Мастер и Маргарита».

Ход урока.

У: О чем булгаковский роман?

(О добре и зле, об истине, о трусости как об одном из главных человеческих грехов, о предательстве, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, о верной и вечной, всепобеждающей силе любви)

У: Вы прочитали главы романа, посвященные любви Мастера и Маргариты. На доске записаны булгаковские строки: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь.» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

У: Роман, жизнь, как все переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта. Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна. В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного Округа ушла к знаменитому писателю М. Булгакову и стала его женой. В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман, роман, ставший плодом любви к женщине и к жизни.

Вспомним начало любовной истории.

На экране кадры из фильма без звука. Звучит «Неоконченная симфония» Франца Шуберта, на фоне музыки ученица читает наизусть эпизод первой встречи.

У: В чем особенность завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь?

(Разговор обыкновенный, но мастер неожиданно понял, что всю жизнь любил эту женщину. Эта любовь с первого взгляда поражает не как прекрасное видение, а как молния).

У: А как это было в жизни автора?

Биограф 1: Это было в 29-м году на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди смогли заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

У: Это воспоминание Елены Сергеевны помогает верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, чистая, святая любовь есть не только на страницах романа. Какова же в реальности жизнь писателя в это время?

Биограф 2: В эту пору писа­тель бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». К этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны, рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как «Собачье сердце». Молчание, пол­ное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.

Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил ее как-то выпить кружку пива. Закусывали кру­тым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.

Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя про­сто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности, И это в ту пору, когда за неимением средств к жизни он и в двор­ники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой белогвардейской внешностью. Были и такие минуты, когда хо­телось достать из потаенного места ре­вольвер… Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

У: Вернемся к героям романа. Каковы самые счастливые страницы романа?

( ученики читают и комментируют. Звучит музыка Баха).

С милым рай и в шалаше, был бы милый по душе. Так в пословице и в романе. А как в самой жизни?

Биограф 2: Михаил Афанасьевич с благодарностью гово­рил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдво­ем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в бо­гатстве…

У: Счастье не в богатстве. Какие страницы романа убеждают нас в этом?

( чтение и комментирование)

А как же было в жизни? О чем свидетельствует Елена Сергеевна?

Биограф 1: «Потом наступили гораздо более трудные времена. Когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому, что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить» И я ответила: «Я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему приняла со смехом: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на… Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись» И в результате я поклялась».

У: И началось счастье. Десять лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Вот каким оно было.

Биограф 2:Все дальнейшие радости и невзгоды Булгаков и Елена Сергеевна переживали вместе. В феврале Михаил Афанасьевич встречает Елену Сергеевну, в мае начинает роман, в декабре ему официально сообщают, Что все пьесы запрещены к публичному исполнению. В марте запрещена его новая пьеса о Мольере. В конце этого же месяца он пишет письмо правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния. Это письмо по срокам совпало с трагической гибелью и похоронами В.Маяковского. Булгаков писал: «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если и это не возможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Были в письме и такие строки: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» 18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову. Лишь после этого разговора ему была предоставлена работа во МХАТе, и только после этого он выбрасывает револьвер в пруд у Новодевичьего монастыря.

(Звучат «Грезы любви» Листа)

Вскоре на его рукописи появляются две надписи: «Дописать, прежде, чем умереть» и «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».

У: Прочитайте строки, которые на ваш взгляд могли быть эпиграфом к нашему уроку. (…)

У: В чем выразилось участие Маргариты в делах Мастера?

(Была ангелом-хранителем авто­ра романа о Понтии Пилате, ангелом-хранителем своего любимого. Это чувствуется особенно тогда, когда после разгрома романа критиками, поддав­шись отчаянию, мастер падает духом, отказывается от своего романа и исчезает).

У: Почему Мастер исчез? В чем причина такого поступка? Достоин ли Мастер такой любви?

(Он просто не мог видеть любимую несчаст­ливой, не мог принять ее жертвы. Он растерян, отказывается от своего романа).

У: Как чувствует себя Маргарита, потерявшая Мастера?

(фотография)

Что делает Маргарита ради спасения любви?

стинная любовь всегда жертвенна, всегда ге­роична. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут по­эты. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им статую — Галатею. Силой любви отбивают у бо­лезни любимых, выносят из горя, спасают смерти. Маргарита смелая, решительная, умеет вступить в единоборство. Постоять за свое счастье, постоять любой ценой.)

Как вела себя Маргарита на балу у Сатаны?

(Ей пришлось вытерпеть много ис­пытаний, наверное, не раз вздрогнуть, видя виселицы, гробы. Но более всего Маргарите запомнилась молодая женщина с беспокойными глазами… Когда-то она, соблазненная хозяином кафе, где служила, родила и задушила ребенка платком. Маргарита просит за Фриду. Этой просьбы от нее никто не ожидал. Воланд думал, что она будет просить о мастере, но для этой женщины есть нечто, что выше любви).

У: На кого из героинь классической литературы похожа Маргарита?

(Способность к самоотречению Сони Мармеладовой, Смелость Татьяны Лариной, безрассудство Анны Карениной, спасительная сила любви Маши Мироновой)

Биограф 2:

Работу над романом «Мастер и Мар­гарита» Булгаков продолжал до послед­них дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была не­легкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут пе­чатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь, руки и скажешь: «Отлетел мой ангел». И они начинали хохотать.

В одном из писем Булгаков, измученный обрушивающимися на него не­настьями, писал жене: «Мне нужен абсолютный покой. Да , вот именно, абсолютный., и будто сбывалось глав­ное предсказание: «Он не заслужил све­та, он заслужил покой» Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом бы­ла она, его милая, добран, верная под­руга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услы­шал угасающий Мастер, была клятва же­ны: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Едва понятно Мастер ответил: «Чтобы помнили. Чтобы знали…» Он заслужил покой, закончив ромам.

Биограф 1:

Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет, что обещала, мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал «Москва», с романом своего Мастера.

Часто, делясь воспоминаниями о жиз­ни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед не­удавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу нет! Ни одной секунды. Это была саман светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было»

У: Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя. Слышится голос А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через 6 дней после смерти Булгакова, отдала последний долг – стихи, в которых переплелись гордость за талант и силу характера Булгакова и боль невыносимой утраты.

(Чтение учеником стихотворения «Памяти М. Булгакова)

У: Каким предстает перед нами Булгаков в этом стихотворении, возложенном взамен могильных роз?

( Как и был в жизни, мужественным и твердым художни­ком, до конца выполнившим свое пред­назначение, не павшим духом и перед лицом смерти. Строки звучат торжественно, сдержанно, строго.

У: Смысл ахматовских строк «о скорбной и высокой жизни» Булгакова откры­вается нам, его потомкам, более явст­венно, чем участникам «безмолвной тризны» 1940 года, когда только самые близкие друзья и родные провожали в , последний путь опального автора еще не известного читателям романа «Мастер и Маргарита» и многих других неведомых современникам произведений.

Биограф 1: Это было в 29-м году на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди смогли заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»

Биограф 1: «Потом наступили гораздо более трудные времена. Когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому, что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить» И я ответила: «Я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему приняла со смехом: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на… Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись» И в результате я поклялась».

Биограф 1:

Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет, что обещала, мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал «Москва», с романом своего Мастера.

Часто, делясь воспоминаниями о жиз­ни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед не­удавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу нет! Ни одной секунды. Это была саман светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было»

Биограф 2: В эту пору писа­тель бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». К этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны, рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как «Собачье сердце». Молчание, пол­ное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.

Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил ее как-то выпить кружку пива. Закусывали кру­тым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.

Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя про­сто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности, И это в ту пору, когда за неимением средств к жизни он и в двор­ники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой белогвардейской внешностью. Были и такие минуты, когда хо­телось достать из потаенного места ре­вольвер… Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.

Биограф 2: Михаил Афанасьевич с благодарностью гово­рил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдво­ем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в бо­гатстве…

Биограф 2:Все дальнейшие радости и невзгоды Булгаков и Елена Сергеевна переживали вместе. В феврале Михаил Афанасьевич встречает Елену Сергеевну, в мае начинает роман, в декабре ему официально сообщают, Что все пьесы запрещены к публичному исполнению. В марте запрещена его новая пьеса о Мольере. В конце этого же месяца он пишет письмо правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния. Это письмо по срокам совпало с трагической гибелью и похоронами В.Маяковского. Булгаков писал: «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если и это не возможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Были в письме и такие строки: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» 18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову. Лишь после этого разговора ему была предоставлена работа во МХАТе, и только после этого он выбрасывает револьвер в пруд у Новодевичьего монастыря.

(Звучат «Грезы любви» Листа)

Вскоре на его рукописи появляются две надписи: «Дописать, прежде, чем умереть» и «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».

Биограф 2:Работу над романом «Мастер и Мар­гарита» Булгаков продолжал до послед­них дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была не­легкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут пе­чатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь, руки и скажешь: «Отлетел мой ангел». И они начинали хохотать.

В одном из писем Булгаков, измученный обрушивающимися на него не­настьями, писал жене: «Мне нужен абсолютный покой. Да , вот именно, абсолютный., и будто сбывалось глав­ное предсказание: «Он не заслужил све­та, он заслужил покой» Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом бы­ла она, его милая, добран, верная под­руга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услы­шал угасающий Мастер, была клятва же­ны: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Едва понятно Мастер ответил: «Чтобы помнили. Чтобы знали…» Он заслужил покой, закончив ромам.

Дополнительные файлы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 2 =