Урок по теме : «Методы регистрации и наблюдения заряженных частиц»

Цели урока: уяснение физических явлений и закономерностей, лежащих в основе методов регистрации и наблюдения заряженных частиц; развитие умений изучать новый материал в ходе самостоятельной работы с учебником и строить свой ответ о физическом приборе, ориентируясь на обобщенный план; отработка умения давать сравнительные харак­теристики, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Форма работы: групповая

Ход урока:

Цели урока дово­дятся до сведения учащихся.

Назы­ваю методы регистрации и на­блюдения заряженных частиц, кото­рые будут изучаться: метод сцинтил­ляций, газоразрядного счетчика, ка­меры Вильсона, пузырьковой каме­ры, толстослойных фотоэмульсий. Указываю те знания, которые ва­жны для уяснения методов, а также устройства и принципа действия со­ответствующих им приборов:

Что происходит с перенасыщен­ным паром при появлении в нем ио­нов? Каковы свойства перегретой жидкости?

Как действует магнитное поле на заряженные частицы?

В чем сущность ударной ионизации?

Каково действие быстрых заряженных ча­стиц на эмульсию фотопластинки?

Перечень этих знаний заранее пишу на доске. Учащимся рекомендуется посмотреть в тетрадь или учебник, чтобы вспомнить это. Далее ученикам сообщаю поря­док работы на уроке. Компоную группы. Каждой предлагаю для изучения один метод, один прибор. Для рассматриваемых приборов обобщенный план конкретизирую, и он приобретает такой вид: 1) на­значение прибора;

2) его устройство (основные части);

3) принцип дей­ствия (физические явления, положен­ные в основу работы);

4) явления, по которым судят о прохождении заря­женных частиц через прибор;

5) явле­ния, по которым можно сделать за­ключение об энергии, массе, скоро­сти и заряде регистрируемых прибо­ром элементарных частиц;

6) прави­ла пользования прибором;

7) возмо­жности прибора (какие частицы мо­жно им регистрировать, какой объем информации о них можно получить, где применяется прибор).

Все группы приступают к само­стоятельному изучению своих при­боров, своих методов. Дается на это 10—15 мин, результаты (ответы на вопросы) записываются в тетради. Затем рассмотренный материал раз­бирается внутри групп, а потом ор­ганизуется общеклассное собеседо­вание: каждая группа выступает с рассказом, причем таким, в кото­ром раскрываются все пункты плана ответа. Говорят все желающие из группы, а члены других групп зада­ют вопросы и ответы на них все записывают в тетради, заполняя таблицу:

Метод

Назначение

Устройство

Принцип действия

Возможности прибора

         
         
         
         

Точно такая же таблица заполняет у доски одним из представителей группы.

Для активизации мыслительной деятельности более сильных учеников дается дополнительное задание: «По треку, полученному на фотографии определить заряд частицы»

После заполнения таблицы классу задается несколько качественных вопросов, для закрепления изученного материала:

1) При радиоактивном распаде энергия α- и β-частиц
почти одинакова. Почему же в камере Вильсона треки α-частиц
коротки, а треки β-частиц настолько длинные, что полностью
не вмещаются в камере? Почему концы треков α-частиц не
прямолинейны?

2)Почему треки частиц, наблюдаемые в камере Виль­
сона, быстро исчезают?

3)Какого вида излучение регистрирует счетчик Гейгера, если радиоактивный препарат установлен на расстоянии 10 см счетчика?

Для более эффективной работы групп устраивается соревнование: кто быстрее и лучше справится с заданием.

Как показывает практика, учащиеся все заняты делом; кроме того они учатся распределять обязанности в коллективном труде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − тринадцать =