Урок «Радиоактивные изотопы»

Цель урока: повторить тему: «Физика атомного ядра», обобщить знания по данной теме, выяснить, где используются изотопы, их полезное и вредное воздействие на человека и окружающую среду.

Форма урока: групповая в виде пресс-конференции

Подготовка к уроку:

План конференции: (записан на доске)

I. У истоков великих открытий .

открытие радиоактивности;

открытие изотопов химических эле­ментов.

II. Современная физико-химическая картина мира:

радиоактивный ряд, период полураспада.

III. Применение радиоизотопов

медицина;

археология;

архитектура и строительство;

сельское хозяйство;

геология;

промышленность;

IV. Биологическое действие радиации

особенности α-,β-,γ-лучей;

величины и единицы измерения, ха­рактеризующие ионизирующие излучения.

V. Проблемы сегодняшнего дня и послед­ствия радиоактивных загрязнений

Чернобыльская авария;

Захоронение радиоактивных отходов

Оформление

эпиграф к теме:

«Быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет.

Там все, что здесь в объеме сжатом,

А. также то, чего здесь нет…».

(В.Брюсов)

Участники

Ученики — представители прессы: журналов «Наука и жизнь» , «Современная история» , «Природа» , «Здоровье»; учащиеся — сотрудни­ки НИИ: ученый-теоретик, ученый-историк, работники лабораторий «Радиоактивные изотопы в сельском хозяйстве», «Радиоактивные изотопы в промышленнос­ти», «Радиоактивные изотопы в медицине», «Радиоактивные изотопы в археоло­гии», ученый-эколог.

За столом — докладчики, в зале — пресса.

Ход урока:

1)Цель урока:

Значение темы. Среди вопросов, представляющих научный ин­терес, немногие приковывают к себе столь постоянное внимание обществен­ности и вызывают так много споров, как вопрос о действии радиации.

Учитель. Сегодняшний урок мы проводим в форме пресс-конференции. Итак, ситуация: в НИИ ядерной фи­зики одна из лабораторий закончила работу над темой «Современные пред­ставления о радиоизотопах, их примене­нии и влиянии на человека и окружаю­щую среду». Полученные результаты настолько важны, что на конференцию, где будут заслушаны доклады сотрудни­ков лаборатории, прибыли представите­ли прессы: журналов «Наука и жизнь», «Современная история», «Здоровье» и «Природа». Пресса подготовила вопросы, на кото­рые попытается получить ответы. Кор­респонденты часть материалов для «сво­его» издания подготовили заранее. Ин­формацию, полученную сегодня, они должны осмыслить, обобщить и предста­вить в виде заметки для широкого круга читателей.

2)Проведение пресс-конференции:

Корреспондент журнала «Наука и жизнь». Читатели нашего журнала хо­тят знать: «Сколько изотопов химических элементов насчитывает наука сегодня?», «Каковы особенности α-,β-,γ-лучей», «Где в промышленности используются изотопы?»(слово работникам лабораторий, ученому теоретику)

Представитель от журнала «Здоровье»: «Пожа­луйста, объясните: как продвигаются ис­следования действия радиации на лим­фоциты?», «Какое воздействие оказывает радиация на организм человека?», «Где в медицине используются радиоактивные изотопы?»(слово теоретику, медицинскому работнику)

Представитель журнала «Современная история»: «Как была открыта радиоактивность?», «Как были открыты изотопы?» (слово историку) «Как определили воз­раст Земли?»(слово археологу),

Журналист из редакции «Приро­да»: «Каковы последствия Чернобыльской аварии?», «Каковы проблемы захоронения радиоактивных отходов?» (слово экологу), «Где в сельском хозяйстве используются радиоактивные изотопы?» (слово работнику лаборатории)

Затем следует объявление: «Десять минут обмена информацией». Учащиеся в это время вместе с учеными дорабатывают выпуски своих газет.

3)Подведение итогов:

4)Домашнее задание:§113,114,краткие итоги главы 13.

Методическое заключение

На этом уроке, на мой взгляд, проявляется интерес, активность и самостоя­тельность учащихся. Деятельность учи­теля и учеников сонаправлены ради достижения общей цели. Сотрудничество учеников и педагога взаимно обогащает друг друга,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + семнадцать =