Урок-размышление «И жизнь твоя пройдет незрима на незамеченной земле …»

Урок-размышление «И жизнь твоя пройдет незрима на незамеченной земле …»

(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)

Цели урока:

— подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий: доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

— развить умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Задачи урока:

Обучающие:

  • актуализация знаний по теме занятия;
  • развитие умения учащихся анализировать текст.
  • Развивающие:
  • умение высказывать оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения;
  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
  • развитие личности ученика, его мировоззрения;
  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

Воспитывающие:

  • формирование нравственных качеств таких, как доброта, милосердие, чуткость, человечность.

Методические приемы ведения урока: рассказ учителя, беседа-дискуссия с учащимися, использование элементов критического мышления, постановка морально-этической проблемы, стратегия смыслового чтения, устное рисование (психологический портрет героя), использование медиапроектора ( слайды), работа в рабочих листах.

Наглядность: рабочие листы; учебник; презентация учебного занятия.

Класс разбит на 3 группы.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя (Слайд 1 + музыка)

Ф. И. Тютчев.

Русской женщине

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима

В краю безлюдном, безымянном,

На незамеченной земле, –

Как исчезает облак дыма

На небе тусклом и туманном,

В осенней беспредельной мгле…

— Так кто они, русские женщины? Жертвы? Страдалицы? Рабы? Праведницы? На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.

3. Обращение к теме урока.

Обратимся к тебе нашего сегодняшнего урока. (2 слайд)

— Ребята, сегодня мы работаем не в тетрадях, а в рабочих листах. Запишите тему.

Залайте вопросы по теме урока.

— Мы будем говорить не только о произведении, но и о России, о русском человеке, о русском народе, о смысле жизни человеческой.

4. Исследовательская работа с текстом произведения.

Образ Матрёны в произведении.

— Давайте обратимся к героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

«Ассоциативное облако». Использование приема «говорящее имя». (работа с творческими листами) (Слайд 3,4)

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы представляете Матрёну? Запишите в облаке.

— Спасибо. Такой вы, читатели, увидели её. А какой её видят герои произведения, давайте посмотрим. Я предлагаю вам исполнить роли героев произведения, вжиться в роль и дать характеристику Матрёны от первого лица.

! Обратимся ко второму заданию «Рабочего листа»:

5. Поисковая работа «Листая страницы жизни героя». (Слайд 5)

1 группа: «Матрёна глазами соседей (односельчан)»

Ну, разве что к Матрене зайдем, — сказала моя проводница, уже уставая от меня. — Только у нее не так уборно, в запущи она живет, болеет». Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это).

— Сделайте вывод об отношении односельчан к Матрёне. (Запись 1)

2 группа: «Матрёна глазами Фаддея»

(Если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих…)

Сделаем вывод об отношении Фаддея к Матрёне. (Запись 2)

3 группа: «Игнатьич о Матрёне…»

(Но — удивительное дело! — не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.

Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того — по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.

Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).

— Так как же относится Игнатьич к Матрёне? (Запись 3)

Исследовательская деятельность в рабочих листах.

5. РефлЕксия.

— Ребята, мы с вами рассмотрели отношения героев к Матрёне, а теперь давайте выясним, как же автор относится к своей героини.

— Есть ли в произведении герой, выражающий позицию автора?

Обратимся к финалу произведения. Выразительное чтение финала рассказа.

— В каких строчках ярче всего выражено авторское отношение к героине?

6. Итог. (Слайд 6)

— Так кто она, Матрёна? Жертва? Страдалица? Раба? Праведница?

ПОЧЕМУ? В нескольких предложениях ответьте на данный вопрос. Выскажите свою позицию.

! (Доп. Время) — В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначил свое понимание праведника: “Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности. (Слайд 7)

— Ребята, почему они ангелы? Ведь они жили в таких же условиях? Среди этих людей? Почему они не уподобились всем?

— О людях бескорыстных, нравственных, умеющих жертвовать мы читали в художественной литературе.

— Какие произведения вы знаете? («Живи и помни», «Юшка», «Русские женщины»)

! А в современном мире есть такие люди? (Слайд 8) – Знакомы ли вам эти лица?

Итоговая речь.

Мы увидели, что они живут и среди нас. Нам надо к ним относиться бережно, чтобы стояло село, город и вся земля наша.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Фамилия и имя ученика

Тема:

  1. Портрет героини.
  1. Исследовательская работа.
Матрёна глазами

односельчан

 
Матрёна глазами Фаддея  
Игнатьич о Матрёне  


  1. Творческая работа.

«Так кто она, Матрёна? Жертва? Страдалица? Раба? Праведница?»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 + 16 =