Урок-соревнование: «Восхождение на пик ˝Работа и мощность˝

Цели урока: повторить понятия: ˝Работа и мощность˝ через различные виды деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся , воспитание коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом.

Форма урока: командно-групповая (некоторые задания выполняются в паре, от деятельности которой зависит результат всей команды)

Ход урока:

Игровое поле состоит из красочного плаката, на котором нанесен маршрут восхождения. Привалы пронумерованы ( в зависимости от тем уроков используется от 6 до 10 привалов ). На каждом привале выполняется задание. Задание находится в кармашке плаката. Перед началом урока формируются команды, каждая команда получает свой маршрутный лист (определенного цвета, задания в таких-же конвертах или папках ). Продвижение по маршруту отмечают вымпелом цвета команды. Каждое задание обязательно проверяется.

  1. Оргмомент: цели урока, организационные моменты по формированию команд.

  1. Повторение изученного материала:

Команда ˝зеленых˝

1 задание – эстафета формул: A═…×S

…═…×q

…═…×v

…═…./ q×h

.═…/S

2 задание — теоретические вопросы:

1)Что называется работой?

2)В каком случае работа положительна?

3) В каких единицах измеряется мощность?

4) Что показывает мощность?

5)В каких единицах измеряется работа?

3 задание – решение задачи

Штангист поднял штангу массой 140 кг на высоту 80 см за 0,2 с . Какую среднюю мощность развил спортсмен при этом?

4 задание – качественные задачи:

1)Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром , половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили мальчик и девочка? Ответ объясните.

2)Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом.

3)Два одинаковых корабля развивают разную мощность. С одинаковой ли скоростью будут двигаться корабли?

4)В каком случае совершается большая работа: при действии силы 5 Н на расстоянии 6 м или при действии силы 15 Н на расстоянии 2 м?

5)Парашютист спустился на парашюте. Совершалась ли в этом случае работа?

5 задание – экспериментальное :

Измерьте высоту стола и определите работу, необходимую для поднятия тела на высоту этого стола. Результаты в виде задачи запишите в тетрадь.

Приборы: линейка, тело, динамометр.

Команда ˝синих˝

1 задание – эстафета формул:

N═…/t

…═…×S

…═…×g

…═ρ×…

…═…×b×c

2 задание – теоретические вопросы:

1)Какие два условия необходимы для совершения механической работы?

2)Когда совершается отрицательная работа?

3)Чему равен 1 ватт?

4)Какие единицы мощности используются в технике?

5)Чему равен 1 кДж?

3 задание – решение задачи:

Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 5 м³ на высоту 10 м. Плотность гранита 2600 кг/м³.

4 задание — качественные задачи:

1)Ведро воды из колодца мальчик равномерно поднял один раз за 20 с, а другой раз за 40 с.Одинаковая ли работа была совершена в этих случаях?

2)Используя условие предыдущей задачи: что можно сказать о мощности при выполнении этих работ?

3)Нагруженный автомобиль при той же мощности двигателя и по той же горизонтальной дороге движется медленнее ненагруженного. Почему?

4)Совершает ли человек механическую работу, поднимаясь по лестнице на верхний этаж здания.

5)Гиря висит неподвижно на проволоке и действует на нее с некоторой силой. Совершается ли при этом механическая работа?

5 задание – экспериментальное:

Определите мощность, развиваемую при подъеме тела на высоту 50 см в течении 2 с. Результаты в виде задачи запишите в тетрадь.

Приборы: динамометр, тело, линейка.

Команда ˝розовых˝

1 задание – эстафета формул:

…═ρ×v

…═…×g

…═…/S

…═…×S

…═…./t

2 задание – теоретические вопросы:

1)От чего зависит работа?

2)Дайте определение единицы работы Джоуль.

3)Что характеризует мощность?

4)Чему равен 1 кВт?

5)Как рассчитать работу если известна мощность и время выполнения работы?

3 задание – решение задачи:

С плотины высотой 20 м за 5 мин падает 500000 кг воды. Какая мощность развивается при этом?

4 задание – качественные задачи:

1)Две девочки, имеющие разную массу, наперегонки взбегали по лестнице и поднялись на третий этаж одновременно. Одинаковую ли мощность развивали они при этом. Ответ обоснуйте.

2)Два тела разной массы падают с одинаковой высоты за одно и тоже

время. Одинаковую ли работу совершают тела?

3)Используя условие предыдущей задачи: одинаковая мощность развивается телами в данном случае?

4)Совершает ли механическую работу человек, поднимаясь в лифте на последний этаж многоэтажного дома?

5)Совершается ли механическая работа при падении воды с некоторой высоты?

5 задание — экспериментальное:

Определите работу, совершаемую при движении деревянного бруска по поверхности стола( по его ширине). Результат в виде задачи оформить в тетради

Приборы: линейка, динамометр, деревянный брусок.

  1. Подведение итогов урока.

4)Домашнее задание :§54-55 повторить, упр.29(4,6)

Выводы: используя данный тип урока для повторения изученного материала за короткий промежуток времени проверяется большой объем материала, все учащиеся вовлечены в учебную деятельность, результаты самостоятельных и контрольных работ после проведения таких уроков повышаются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − 12 =