Внимание первоклассника на уроках

Автор:  Волкова Алена Александровна

Почему первоклассники отвлекаются?

Кто такой первоклассник? По сути, это еще дошкольник, который вчера бегал, резвился, играл с игрушками — в общем, делал только то, что ему хотелось. Проблема в том, что внутренний психологические процессы у ребенка изменяются намного медленнее. Поэтому дети шестилетнего возраста не обладают достаточным уровнем произвольного внимания. Для них проблематично долго сосредотачиваться на одном задании. Они часто отвлекаются и абсолютно не вникают в смысл объяснений учителя. Нередко можно заметить, как во время работы над упражнением некоторые дети просто смотрят в окно. Или посреди урока вдруг раздается возглас: «Смотрите, птичка на подоконник села!». Все это свидетельствует о том, что ребенок уже переключил свое внимание на другой объект. 

Чередование видов деятельности

Например, при изучении новой буквы с детьми нужно проводить такие упражнения:

  • звуковое восприятие и выделение звука: разучить чистоговорку, отгадать загадку и установить первый звук в отгадке и т.д.;
  • знакомство с буквой: рассмотреть на образце, придумать, на что она похожа, вылепить ее из пластилина или вырезать из бумаги, написать в тетради;
  • чтение слогов: в таблице, по лучикам;
  • поиск нужного звука в слове и т.д.

Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.

Доступность

На уроках математики необходимо использовать материал доступный по возрасту.  Игровая и практическая деятельность  Данные виды деятельности должны быть взаимосвязаны

Поведение учителя

Не стоит забывать о ведущей роли учителя на уроке. Тем более это важно в 1 классе. Нужно:

  • постоянно перемещаться по классу;
  • менять тональность и темп голоса;
  • свободно жестикулировать;
  • делать смысловые паузы;
  • использовать оригинальные атрибуты: волшебная палочка, клоунский колпак, белый халат и т.д.;
  • надевать яркие «броские» аксессуары.

Можно использовать эффект неожиданности, удивить первоклассников нестандартным поведением или внезапным появлением какого-то предмета.  Также учителю рекомендуется периодически просить детей повторить последние два- три слова, которые он произнес.

Еще один прием — «забывчивость». Лучше вести диалог, давать ученикам возможность высказать свое мнение, добиваясь таким образом от них ответной реакции.   Умение удерживать внимание первоклассников на уроке — очень важный навык для учителя. От этого зависит дисциплина в классе во время занятия и успеваемость его учеников

Пять способов привлечь внимание младших школьников на уроке

Работая учителем уже третий год, я поняла одну простую истину: невозможно вести урок, если внимание детей полностью не направлено на учителя. Возникает вопрос: «Как же его, это самое внимание, привлечь?». Методом проб и ошибок я нашла как минимум пять способов привлечь и удержать внимание младших школьников во время работы на уроке. Итак, начнём по порядку…

Способ №1: Внешний вид

Как бы банально это ни звучало, но фраза «Встречают по одёжке» весьма уместна в этом случае. В какой бы класс, и на какой бы урок не пришёл учитель, всегда первым делом дети оценивают именно его внешний вид. Я заметила, что детей привлекает одежда, которая соответствует последним модным тенденциям: они могут бесконечно рассматривать твою блузку или брюки, туфли на шпильке или юбку. А это ли ни привлечение внимания? Ведь в таком случае взгляд детей прикован именно к учителю. Дело сделано — ученики попали на Вашу «удочку», можно начинать урок! 

Способ №2: Актёрская игра

И я ничуть не перепутала школу с театром. Да-да, именно актёрская игра! Причём достаточно грамотная. Главное — не переигрывать. Дети, особенно начальные классы, очень «ведутся» на «театральные» интонации в голосе, на переходы речи от плавной к быстрой и громкой. Им нужны эмоции, а не монотонный монолог учителя. Таким образом, можно рассказать им всё, что угодно: от порой достаточно скучного правила по русскому языку до банального примера по математике. Главное, чтобы это было «вкусно» подано. 

Способ №3: Наглядность

Причём, абсолютно не важно, в каком именно виде она будет проявляться, будь то презентация, плакаты или видеоролик. Дети рады любой форме наглядного материала. Урок как будто «оживает», как только я включаю презентацию или небольшой фильм по изучаемой теме.

Способ №4: Жизненный опыт

Я всегда стараюсь вести урок так, чтобы он каким-либо образом затрагивал реальные  жизненные ситуации и заставлял детей вспоминать и применять свой жизненный опыт. Так они понимают, что знания, получаемые на уроках, рано или поздно в той или иной ситуации пригодятся им в жизни. Это отлично привлекает внимание и усиливает желание детей учиться чему-то новому.

Способ №5: Внимание каждому ребёнку

На любом уроке всегда есть дети, которые хотят высказать своё мнение по изучаемой теме,  дети, которые имеют свою точку зрения и готовы её отстаивать. Главное, что может и должен сделать учитель в такой ситуации — это постараться выслушать каждого ребёнка. Конечно, очевидно, что за время урока сделать это невозможно. Но после него, в перемену, можно позвать к себе ребёнка, который не успел высказаться, и обязательно выслушать его. Так дети будут знать, что Вам не безразлично их мнение, а значит, его можно и нужно

Название приема Описание приема
Голосовая и эмоциональная модуляция Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота)
Модуляция темпа речи Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.
Прерывание речи, использование антиципации произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произносить их вслух тем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателя поощряется словесно или отметками
«Провалы памяти» Якобы забывание достаточно очевидных для класса элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., — с просьбой
помочь вспомнить, поощрение активных.
Жестикуляция Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты свободные и широкие.
Риторические вопросы Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик
Контрольные вопросы Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных
Наводящие вопросы В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.
Вопрос – предложение. Смысловая антиципация. Выводы. На основании изложенного задается вопрос – предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее идет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.
Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента  задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или
встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой.
Свободное  конспектирование.  Пересказ Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта. 
Конспектирование опорных (ключевых) слов. Предлагается слушателям записывать опорные (ключевые) слова
сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием
повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста
Конспект – рисунок. Ассоциативный рисунок. Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.
Активное ассистирование. Усвоение (конвейер). Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д.
Активное ассистирование. Закрепление (эстафета) Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.д.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю.
Активное ассистирование (бейсбол). Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ – 3 балла, правильный – 1 балл), задает свой вопрос и бросает мячик другому слушателю или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет).
Тренировка кратковременной (слуховой) памяти(эхо). Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение
без искажений: «Как эхо».
Экстрараздрожители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители  вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание. Главное условие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение радио или
магнитофон, включить или выключить свет, громко захлопнуть дверь, окно.
Тренировка внимания (карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать  внимание на изложении учебного материала. Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии –
движение, кружки с крестиком внизу – остановки. Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище»(сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее.
Тренировка внимания (соколиный глаз). Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправления волос, очков, руки за спину
– получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладет себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «соколиный глаз».
Активизация внимания (будильник). Рекомендуется для вечерних занятий и во всех случаях, когда в группе слушателей ощущается усталость. Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а
напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Петров, Сидоров) вставай нас ждут великие дела!» названный слушатель должен встать и сказать: «Уже стою!»- затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала не обращая внимание на их диалог.