Выступление на методсовете по теме: «Оригинальное начало урока»

Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана

Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным?

На мой взгляд, начать разговор сразу, как только ученики сели на свои места. Для этого не нужны общие фразы, якобы открывающие урок; вместо предположения о том, что мы сегодня будем делать, следует переходить к делу сразу. В этом случае ставим ученика в положение человека, к которому обращаются с неожиданным и обязательно интересным для него вопросом/заданием. Для учащихся такие вопросы или задания должны быть посильными, неожиданными по содержанию, интересными по сути, настраивающими учеников на тему урока.

1.      Дискуссионные вопросы.C помощью дискуссионных вопросов поддерживается эмоциональный интерес ученика.

  • Славы или позора достоин Петр Гринев?

  • Может ли быть пальто «барометром настроения»? (А.П. Чехов «Хамелеон»)?
  • Делла и Джим – двое глупых или двое мудрейших? (О.Генри «Дары волхвов»)

  • Отчего в романе-эпопее Шолохова нет эпилога, как в романе-эпопее Л.Толстого?

  • Можно ли уйти от судьбы? Верность – выражение любви или путь к гибели? (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

  • Что важнее – жизнь или смерть? (М.Ю. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

2. Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению).Этот прием заставляет учащихся в самом начале урока мгновенно включиться в работу.

  • Вы когда-нибудь в карты играли? А вот эти три карты – тройка, семерка, туз – определили судьбу человека. Впрочем, главная героиня, кажется, эта карта: пиковая дама. (А.С. Пушкин «Пиковая дама»)

  • Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть великого русского писателя Грибоедова, Вазир-Мухтара.  (А.С. Грибоедов. Биография. На экране изображение огромного бриллианта.)

 3. Моделирование.Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование.

  • Если бы те жители, кто каждый день обижал Юшку, знали бы, чем все это закончится, изменили бы они свое поведение? (А.П. Платонов «Юшка»).
  • Если бы Безумная Евдокия смогла вовлечь Олю в общественную жизнь класса, могла бы не произойти трагедия с ее мамой?

4.      Интеллектуальная разминка.Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

  • Что лишнее (роман, рассказ, ода, новелла)?

  • Обобщить – («Толстый и тонкий, «Налим», «Злоумышленник» — юмористические рассказы).

  • Соотнести: автор – произведение, герой – автор, писатель – художественный метод

5. Удивление.

При изучении романа “Обломов”. Почему главный герой все время лежит, разве он больной, старый? Это нормально, когда мужчина в расцвете лет все время лежит на диване? Вопрос: имя этого явления? Обломовщина.

  • На приеме в кремле Н.С. Хрущев назвал Александра Исаевича Солженицына Иваном Денисовичем. В чем причина? Отгадку узнаем в конце урока.
  • Исследователи творчества И.С. Тургенева Вайль и Геннис назвали роман «Отцы и дети самой скандальной книгой. Почему?

6. Найди ошибку!

  • Дома вы познакомились с фактами биографии писателя. Найдите ошибку( Учитель допускает намеренную ошибку в тексте, а учащиеся ищут ошибку).

7. Прием ассоциаций

Война это…, любовь – это…

8. Кластер

Ася. Какая она?

9. Эмоциональное начало урока

  • Урок литературы в 9-м классе по теме “Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П. Чехова “Анна на шее” начинаю с прослушивания аудиозаписи русской народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В. Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный настрой учителя и учеников.

10. Размышления над эпиграфом или темой.

Подбираю эпиграф, прошу связать с темой. Подбираю несколько эпиграфов, предлагаю выбрать наиболее подходящий и обосновать. Или выбрать тот, который не имеет отношения к теме.

  • Урок по роману А.И.Гончарова «Обломов» «Огонь любви, огонь мятежный» (Штольц — Ольга — Обломов — Пшеницына). Эпиграфом послужили строки из стихотворения А. Вознесенского «живите при «сейчас», любите при «всегда». Роль экспозиции сыграл «Вальс при свечах» С. Никитина, сл. А. Вознесенского. Затем в классе обсуждались возникшие в связи с этим вопросы:

— Любовь — это всегда «огонь» или нет, и чем она отличается от страсти?

— Обязательно ли огонь любви бывает «мятежным»? Что значит это слово?

— Как, по-вашему, любовь — постоянное чувство или может прийти и уйти?

— Как вы думаете, сколько раз человек может любить по-настоящему? От чего это зависит?

Все эти вопросы подвели к проблеме урока: Какую роль в судьбе героев романа играет любовь?

Таким образом, эти вопросы или задания позволяют на уроке:

— формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать,

— обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций,

— продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать,

— проявлять свою индивидуальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =