Взаимодействие учителя с младшими школьниками как фактор формирования межличностной коммуникации

Модернизация системы образования – одна из приоритетных задач развития современного общества. Предполагается, что школа, формируя у ребёнка целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, ключевые компетенции и ценностные ориентиры, обеспечивает полноценную социализацию в современных условиях.

Федеральный стандарт переориентирует современную педагогику, в том числе и начальной школы, с ЗУНовской парадигмы (формирования знаний, умений, навыков), на системно-деятельностную, формирующую универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Особый интерес для исследования вызывают коммуникативные универсальные учебные действия. Поскольку, навыки преодоления трудности в решении проблемы умения работать вместе с другими, слушать и слышать чужую позицию, и аргументировано высказывать свою являются основой коммуникативных универсальных учебных действий, проявляющихся в межличностной коммуникации.

Как указано в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», коммуникативно-диалоговая модель образования главную роль отводит самой личности, её взаимодействию с собой, другими, окружающей средой, другими культурами. Только в ходе взаимодействия, диалога возникают смыслы, происходит «смыслопорождающая» деятельность, являющаяся сущностью культуры.

Можно отметить, что требования, предъявляемые к результатам образовательной деятельности трансформируются в соответствии с требованиями информационного общества, и, отражаясь в новых образовательных стандартах, ориентируют на формирование таких черт личности, как: готовность к расширяющимся возможностям социального выбора; коммуникабельность и толерантность в условиях расширяющегося межкультурного взаимодействия; современное мышление для разрешения растущих глобальных проблем.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» также определены приоритеты развития российской школы, одним из которых является: формирование у обучающихся ключевых компетентностей, связанных с идеей опережающего развития, через включение школьников в активные формы познавательной деятельности; обеспечение социальной мобильности. В этом случае, основой современного образовательного процесса служит принцип активного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества всех его участников в едином образовательном пространстве школы, класса. Для этого необходимо консолидировать усилия учеников и учителей, обеспечить их активное участие в педагогическом взаимодействии.

Особое внимание на современном этапе реформирования образования в начальной школе обращается на проблемы формирования межличностной коммуникации школьников в связи с задачами воспитания таких качеств личности, как открытость, коммуникабельность, толерантность, – формирование социального опыта. Поскольку в повседневной жизни межличностное взаимодействие, межличностная коммуникация исчезает вообще или подменяется почти не затрагивающими личность коммуникативными контактами.

Младший школьник как субъект учебно-воспитательного процесса обязательно вступает в межличностное общение с учителями, одноклассниками, другими людьми. Вследствие их взаимодействия происходит психическое воздействие и обмен знаниями, умениями и навыками, нравственными ценностями, мотивами и интересами, опытом общения в целом. Это ускоряет формирование таких необходимых для успешного общения качеств, как толерантность, вежливость, доброжелательность, тактичность, сдержанность, уважение к окружающим, что существенно определяет направленность личности, нравственно-этические ориентации, необходимые для общения, приобретения соответствующих коммуникативных умений и овладение культурой общения.

Аспекты проблемы формирования межличностной коммуникации младших школьников нашли отражение в трудах классиков педагогической мысли Я. Коменского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского. Значителен вклад ученых в области современной педагогической науки по вопросам культуры общения Ф. Арвата, С. Абрамовича, Л. Барановской, Г. Батищева, М. Бахтина, В. Грехнева, А. Даниленко, Т. Ивановой, И. Комаровой, А. Опалюк, Ю. Сербалюк, Т. Чмут, Л. Филонова, Л. Хоружей и др. Теоретические и методические аспекты формирования гуманистических отношений в системе общения обучающихся нашли отражение в работах А. Гойхман, А. Еланской, А. Казарцева, Т. Кошманова, В. Матвеева, Т. Надеина, А. Пановой, М. Пентилюк, Г. Пустовит, М. Фаеновой, Н. Формановской, И. Цимбалюк и др.

Роль культуры взаимоотношений между людьми в свете требований народной педагогики освещается в трудах М.Белоус, С. Богдан, С. Волковой, Б. Буяльского, А. Оверчук, А. Миронюк, М. Стельмаховича и др.

Культура общения выступает важным средством повышения эффективности межличностной коммуникации, определяет характер взаимоотношений собеседников, представляет собой сложную систему этико-коммуникативных средств – этических ориентаций и коммуникативных умений личности, реализацию которых обеспечивает успешность педагогического взаимодействия. Если в повседневной жизни межличностная коммуникация протекает как бы сама собою, то в целенаправленном педагогическом взаимодействии она превращается в специальную задачу.

При овладении формами межличностной коммуникации педагогическое взаимодействие выступает тем пространством, что позволяет младшим школьникам усваивать определенные модели нравственных отношений, приобретать наряду с соответствующими этическими умениями навыки тактичного и доброжелательного поведения. Поэтому условия педагогического взаимодействия могут быть эффективным фактором формирования межличностной коммуникации младших школьников.

Несмотря на весомый вклад отечественных и зарубежных исследователей в решение вопросов воспитания у учащихся младших классов культуры межличностного общения, существуют определенные противоречия. С одной стороны – это растущая потребность общеобразовательных учреждений и общества в целом в эффективном межличностном общении, которое реализуется через призму нравственного этикета, а с другой — недостаточная подготовленность младших школьников к такому общению.

На основании вышеизложенного можно полагать, противоречие вызывает необходимость решения важной педагогической проблемы: каковы педагогические условия формирования межличностной коммуникации младших школьников в педагогическом взаимодействии начальной школы? Таким образом, необходимость решения вышеуказанного противоречия и недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы обусловили выбор темы исследования «Педагогическое взаимодействие как фактор формирования межличностной коммуникации младших школьников»

Объект исследования: процесс формирования межличностной коммуникации младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования межличностной коммуникации младших школьников в педагогическом взаимодействии образовательного процесса.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования межличностной коммуникации младших школьников в педагогическом взаимодействии образовательного процесса.

Задачи исследования:

— определить философские и психолого-педагогические основания формирования межличностной коммуникации;

— выявить сущность феномена «межличностная коммуникация младших школьников »;

  • разработать педагогическую концепцию формирования межличностной коммуникации младших школьников;

  • разработать и экспериментально проверить практико-ориентированную модель формирования межличностной коммуникации младших школьников в педагогическом взаимодействии образовательного процесса.

  • Гипотеза исследования – формирование межличностной коммуникации младших школьников в педагогическом взаимодействии образовательного процесса будет эффективным, при условиях:

  • создание целостного образовательного процесса, педагогическое взаимодействие которого направлено на усиление его пространственно-воспитательной и культурно-речевой характеристик, способствующее саморазвитию и самореализации младших школьников в межличностном общении;

  • организация воспитательной деятельность обучающихся, способствующей осознанию необходимости развития самими школьниками коммуникативных умений, побуждению к мобилизации своих внутренних потенциальных резервов (познавательных, мотивационных, волевых), направленных на овладение коммуникационной культурой;

  • обеспечение активизации коммуникативной культуры обучающихся в приобщении к органическому сочетанию знаний, умений и навыков в ходе усвоения речевого этикета.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • формирования межличностной коммуникации младших школьников проанализировано в контексте аксиологического, диалогического, личностного подходов, что позволило выделить в педагогическом взаимодействии смыслообразующий потенциал, в котором актуализируются и выражаются: специфика понимания младшим школьником мира и себя в этом мире; ориентация ученика на ценность другого, самопринятие и самоуважение, как проявление толерант­ности к самому себе; развитие умений вести диалог как способ межличностной коммуникации и общения с другими, в том числе, «иными» людьми;

  • выявлены сущность феномена «межличностная коммуникация младших школьников» и охарактеризованы ее структурные компоненты (когнитивный; эмоциональный, коммуникативный; деятельностный);

  • разработаны педагогические условия формирования межличностной коммуникации младших школьников в процессе педагогического взаимодействия (факторы, предпосылки, закономерности, принципы и критерии);

— создана и апробирована практико-ориентированная модель формирования межличностной коммуникации младших школьников в процессе педагогического взаимодействия.

Теоретическая значимость исследования определяется приращением научных знаний в области педагогики младшей школы за счет:

  • введения в научный оборот понятия «межличностная коммуникация младших школьников»;

  • описания структурных компонентов межличностной коммуникации младших школьников;

  • теоретического обоснования педагогического взаимодействия как фактора формирования межличностной коммуникации младших школьников;

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  • апробирован диагностический инструментарий, позволяющий выявить реальный уровень формирования межличностной коммуникации младших школьников;

  • разработаны и реализованы на практике программа педагогического взаимодействия по формированию межличностной коммуникации младших школьников «Школа Вежливости»»;

  • материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования содержания и технологии педагогического процесса в младших классах, направленного на личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие, способствующее формированию межличностной коммуникации как учителей так и младших школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 − 2 =