Занятие  математического кружка в 6 классе по теме «Этот удивительный Танграм»

Автор: Нечунаева Тамара Витальевна

учитель математики,1 квалификационная категория

МБОУ «Гимназия № 1», г. Биробиджан, ЕАО

Цель: познакомить учащихся с игрой – головоломкой «Танграм» и с ее применением в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с историей танграма;
  • определить фигуры, из которых состоит танграм;
  • учить  выделять, отображать, перемещать фрагменты рисунка;
  • учить конструировать фигуры из деталей танграма;
  • мотивация изучения геометрии

Развивающая:

  • развитие творческих способностей (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • развитие зрительного контроля за выполнением своих действий;
  • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Воспитательная:

  • воспитание взаимного уважения, умения работать в группе;
  • способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету;
  •  воспитание внимания, настойчивости, терпения, аккуратности и правильности в оформлении заданий;
  • формирование эстетического наслаждения от выполненной работы.

Оборудование:

  • презентация «Танграм»; видеоролики; наборы Танграм; клей; набор рисунков;

План мероприятия:

  1. Мотивация (Вступительное слово учителя)
  2. Что такое Танграм?(самостоятельная работа уч-ся)
  3. Легенды появления головоломки Танграм
  4. Знаменитые люди и Танграм
  5. Новые идеи и возможности головоломки Танграм
  6. Правила игры Танграм
  7. Работа в группе. Творческое задание
  8. Рефлексия

Мотивация (Вступительное слово учителя)

Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Настроены ли вы на занятие? Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира поможет наше с вами занятие. Чтобы узнать чем мы будем заниматься сегодня посмотрите видеоролик.

Слайд 2 Видеоролик «Игры»

Просмотрев видеоролик, вы можете сказать о чем сегодня пойдет речь?(игры). Но сегодня мы познакомимся не просто с игрой, а игрой- …?

Слайд 3 (головоломкой).

Головоломки – игрушки на все времена. С самых давних пор умельцы изготавливали подобные забавы, отличающиеся многообразием вариантов решения.

Для чего нужны игры-головоломки, что они помогают развивать? (Игры-головоломки помогают развивать наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалку и находчивость, логическое мышление, геометрическую интуицию, т.е развитие различных мыслительных процессов).

Эти умения необходимы при изучении математики?

Игры-головоломки не только занимают досуг, но и обучают.

Слайд 4. Перед вами геометрические фигуры. Что это за фигуры? (учащиеся называют фигуры: треугольник, квадрат, параллелограмм).

Можно ли на основе геометрических фигур создать какую-либо игру?

Сегодня вы узнаете как можно применить данные многоугольники для игры.

Какие геометрические головоломки вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой-головоломкой. Вы узнаете ее название, отгадав ребус.

Слайд 5. Ребус

Слайд 6 Тема занятия: Этот удивительный танграм.

Цель занятия (Постановка цели занятия совместно с учениками): познакомиться с игрой – головоломкой «Танграм», изучить правила и исследовать ее применение.

2. Что такое танграм?

(самостоятельная работа уч-ся по поиску информации в интернете).

Кто- нибудь из вас слышал о старинной игре — головоломке танграм?

Ребята, вам хотелось бы узнать что такое Танграм?

Вам предстоит самостоятельно найти и раскрыть понятие танграм. И в этом вам помогут компьютеры. Что мы с вами в нашем современном мире чаще используем для поиска нужной информации? (интернет)

Как называется интернет-энциклопедия? (Википедия).

Прежде чем мы воспользуемся википедией, скажите из какой страны пришла к нам данная игра, если эта страна является ближайшим соседом нашего региона?(Китай)

Что вы узнали о танграме?

Слайд 7 (В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур). Слово ТАНГРАМ в переводе с китайского 七巧板 буквально «семь дощечек мастерства»— головоломка, состоящая из семи плоских геометрических фигур — танов, полученных делением квадрата на семь частей.)

Для того чтобы узнать на какие семь частей разделен квадрат, пожалуйста, загляните в свои конверты, лежащие у вас на столе (два больших (1, 2), два маленьких (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6) и один параллелограмм (7)).

Таны складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Минимальное количество базовых фигур равное семи приводит к гениальной простоте комбинаций.

Слайд 8. Видео «Чудесные превращения»

3. Легенды появления головоломки Танграм

Наше занятие посвящено изучению танграма, но полноценное исследование не возмож­но без обращения к истории возникновения данной игры.

Слайд 9 Танграм — очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

  • Легенда первая: версия про разбитую плитку.
  • Легенда вторая:  три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
  • Легенда третья: семь книг Тана.
  • Легенда четвертая: яньцзиту.

Мне очень понравилась вторая легенда, которая как мне кажется в полной мере отражает всю красоту и мудрость танграма.

Слайд 10 Легенда вторая:три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»- квадрат, разрезанный на семь частей.

Танграм в Европе

Название «танграм» возникло в Европе, вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква»). На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.

4. Знаменитые люди и Танграм

А знаете ли вы, что многие знаменитые люди увлекались игрой Танграм? Если да, то назовите их.

Слайд 11.

Льюис Кэрролл

Писатель и математик Льюис Кэролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

Наполеон

У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The Tangram Book. Наполеон проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя свое терпение и находчивость».

Эдгар А. По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Роберт ван Гулик
Известный писатель и дипломат Роберт ван Гулик в романе «Убивающие ногтями» построил весь сюжет книги вокруг танграма.

5. Новые идеи и возможности головоломки Танграм

Ребята, а как вы думаете можно ли применить идеи танграма не только в игровой деятельности, но и при изучении математики?

Из частей головоломки можно составлять изученные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, параллелограмм, трапеция, прямоугольник), вычислять их площади, а также сравнивать эти фигуры с помощью наложения.

В легенде сказано, что лист стекла был квадратный, поэтому первая из задач танграма – составление квадрата. Составьте квадрат.

Слайд 12 Квадрат.

А можно ли применить идеи танграма в повседневной жизни?

Слайд 13 Сфера применения танграма гораздо шире, чем просто игра.

В XIX веке танграм был настолько популярен, что его деталями украшали изысканные декоративные подносы, изящные лаковые шкатулочки и резные столики из дерева.

Самые современные дизайнеры используют идею складывания элементов танграма в своих модных коллекциях. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна продуктов питания и одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.

Слайд 14. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональ­на. Она может видоизменяться в зависимости от настро­ения и желания человека.

Компания Bernotat выпускает шоколад в виде древней китайской головоломки танграм. Квадратная плитка шоколада легко ломается на геометрические фигуры, из которых можно сложить различные силуэты.

Слайд 15. Интересен опыт дизайнера Даниэль Лаго, придумав­шего книжные полки «Tangram» в виде танцующих чело­вечков. При этом он дает возможность поль­зователям самостоятельно придумывать композицию. При покупке та­кой мебели вместе с инструкцией покупателю выдают­ся несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок.

Другое направление применения танграм в мире мы на­ходим в современных конструкциях зданий, в которых располагаются различные жилые объекты, офисы и т. д.

Слайд 16. Видео «Дороги»

Слайд 17. Так же на основе идеи танграм создаются различные инновационные проекты, одним из которых является проект города на воде, защищенного от землетрясений. Этому городу не страшны никакие стихийные бед­ствия, при этом он защищен волнорезами от океанских волн и на его территории может произрастать достаточ­ное для обеспечения жителей количество пищи.

Кроме того идеи танграма воплощаются и в мультипликации.

Слайд 18. Мультфильм «TANGRAM LOVE»

Какая цель стояла в начале занятия? Какой пункт мы ещё не выполнили?

6. Правила игры Танграм

Слайд 19 Сейчас мы познакомимся с правилами игры, которые затем будем применять для выполнения творческого задания.

  1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

  2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

  3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

  4. Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Слайд 20. Существует множество задач для танграма. Самые простые — выложить фигуру по контурному рисунку. Более сложные задачи — выложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой.

Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет.

7. Работа в группе. Творческое задание

Каждый из нас индивидуален, но всех объединяет одно – любовь к нашей удивительной планете Земля. Сегодня нам с вами предстоит оживить с помощью танграма один из уголков нашей планеты. Для этого каждый из вас должен составить фигуру животного, птицы или растения семью танами одного танграма. Сначала попробуйте свои силы с помощью онлайн-игры, а затем создайте бумажные варианты своих фигурок, расположив их на нашей композиции.

Слайд 21. Видео «teatro negro escolar tangram»

8. Рефлексия

Как называется игра, с которой мы сегодня познакомились?

Какую цель мы ставили в начале занятия? Достигли мы ее?

Из каких геометрических фигур состоит «Танграм»?

Что интересного было на занятии?(Познакомились с историей возникновения игры Танграм; познакомилась с правилами игры; составили несколько изображений и т.д.)

Что особенно запомнилось?

Развитию каких качеств способствует игра Танграм? (развитию мышления, воображения и памяти; учит быть терпеливым и внимательным).

Надеюсь, что Танграм вас заинтересовал и вы познакомите с ним своих друзей и родных.

Ребята оценивают занятие с помощью тучки и облака, которые располагают на композиции.

Слайд 22. Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».

Литература.

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIIIкл. – М.:Просвещение,1982.
  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. — М.:Просвещение,1989.
  3. Ленгдон Н.,Снейп Ч. С математикой в путь. — М.: Педагогика, 1987.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика / под ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 1995. –480 с.

Интернет-pecурсы

  1. http://ru. Wikipedia/org/wiki/
  2. http://puzzles.h1.ru/Puzzles/tangram.html
  3.  http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/
  4.  http://dic/academic.ru/

Презентация и дополнительные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + один =