Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Жизнь имеет только тот смысл,
который мы ей придаем.
Т.Уайлдер
Цели:
-
отработка навыков самостоятельного анализа текста;
-
развитие речи учащихся
-
подготовка к ЕГЭ (часть В и С)
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока
2. Первоначальная работа с текстом
Выразительное чтение текста учителем
ОРЕЛ И ВОРОБЬИ
1Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел.2 Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц и послушать, что он скажет.3 И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. 4Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли.5 Тогда вышел вперед один воробей и сказал:
6– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. 7Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.
8Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. 9Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок.10 И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды.11 И было неприятным это зрелище.
12И сказал тогда Орел воробьям:
13– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам.14 Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни.15 И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. 16И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.
17Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. 18Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:
19– Короткое крыло – низкий полет…
20А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.
21Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. 22Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.
3.Индивидуальные задания
У доски графический разбор 10 и 14 предложений (определение типов придаточных предложений и типов подчинения)
Заполнить таблицу «Типы придаточных» номерами предложений
определительные | изъяснительные | обстоятельственные |
Выписать из текста по два словосочетания разных типов связи
согласование | управление | примыкание |
4. Актуализация опорных знаний по речеведению
– Определите стиль и тип речи этого текста. (Это текст художественного стиля, следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с целью эмоционального восприятия.
-Докажите, что текст содержит элементы всех типов речи (повествование, описание, рассуждение)
Определите жанр этого текста (Содержит элементы сказки и басни)
– Автор определила жанр как сказка-притча (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)
– В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте. (Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.)
5. Композиционно-стилистический анализ текста.
Соотнесите элементы сюжета с текстом притчи
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Любое действие движет конфликт. В чем сущность конфликта в данном произведении?
(Столкновение двух жизненных позиций)
Что вы можете сказать о героях притчи? Авторская характеристика Орла и воробьев. ( 1 вариант — подчеркните выражения, характеризующие Орла, а 2 – воробьев) Какая лексика используется в том и другом случае? (высокая, сниженная)
Прокомментируйте авторскую оценку.
Орел |
Воробьи |
Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом |
Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце |
Проповедник, мудрец |
Психология обывателя |
Герои притчи «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные
Какой композиционный прием использует автор? (Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст.
Проверка индивидуального задания.
В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную роль в стилистическом оформлении играют изобразительно-выразительные средства.Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? Их роль в тексте.
Тропы
Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.
Перифраза:
– «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;
– «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.
Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.
Фигуры
Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.
Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».
Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».
Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».
Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев…»).
Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.
6.Обобщение композиционно-смыслового анализа текста
– Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в морали) (зачитать).
– Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.
– Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете его смысл?
7. Я попрошу выразить свое отношение к поднятой проблеме, аргументировать его, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
Составьте синквейн с одним из слов: Притча, Орел, Воробьи, Жизнь
8. Заключительное слово учителя
– Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …
В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. |
А можно и так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать, И подарить его людям. С. Островой |