Учитель: Гогуля Анастасия Анатольевна
Тема: Б. Емельянов «Мамины руки»
Цель: ознакомление учащихся с творчеством Бориса Емельянова и его произведением «Мамины руки».
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новым произведением, учить читать рассказ выразительно, выделять главную мысль рассказа.
2. Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывать любовь и уважение к матери.
УУД:
личностные:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
— контролировать выполнение действий;
— адекватно оценивать результаты своей деятельности.
познавательные:
— строить сообщения в устной и письменной форме;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— осуществлять поиск информации, понимать информацию, обобщать и систематизировать информацию.
коммуникативные:
— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
— задавать вопросы;
— контролировать действия партнёра;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, компьютер, экран.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
|
Приветствие, проверка готовности к уроку. |
Готовность рабочего места ученика. |
|
|
— Посмотрите не экран. На слайде фразы. В левом столбце начало, в правом — конец. Соберите так, чтобы получились пословицы.
— Как понимаете эти пословицы? — Материнская ласка передается так же и через руки. Мама погладит нас по голове и можем горы свернуть. — И наше следующее произведение так и называется «Мамины руки». — Написал это произведение Борис Александрович Емельянов. — Давайте познакомимся с автором. «Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями. Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Вот некоторые его книги: «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме». -Какие учебные задачи поставим? На доске:
|
Читают фразы, составляют пословицы.
Объясняют смысл пословиц. О чем пойдет речь? 1 ученик рассказывает, остальные слушают. |
|
|
— Давайте познакомимся с произведением. А помогут нам ребята. (Чтение первого отрывка подготовленными детьми по ролям). — Что хотите сказать по прочитанному? — Как думаете, что будет дальше? — Давайте узнаем продолжение с помощью Мастера Слова. — Что теперь хотите сказать? — Какие чувства вызвало у вас это произведение? |
Три ученика читают по ролям, остальные следят. Ответы детей Высказывают предположения Слушают и следят Высказываются |
Физминутка |
|
|
|
— Давайте поближе познакомимся с произведением.
Чтение по частям: 1 часть (цепочкой) — Почему же день был нехороший? — Для кого он был нехороший? 2 часть (самостоятельно до конца страницы) — Вторую часть прочитаете самостоятельно, выполнив задание в тпо стр21 №2. Откройте и прочитайте задание. -Что нужно сделать? — Какие слова вы выписали? (слова появляются на доске) — Что означают эти слова? (работа над лексическим значением) — Какие вы считаете справедливыми? (делим на две колонки) 3 часть – индивидуальное чтение — Следующую часть нам прочитает Кирилл. — Какие руки у мамы по мнению бабушки? Зачитайте. — Действительно ли у мамы золотые руки? — Они сделаны из золота? (работа с переносным значением слова) — Почему бабушка хочет Маши надрать уши, всыпать горячих? Разве она ее не любит? 4 часть – чтение по ролям — Следующую част прочитаем по ролям. Посмотрите, кто главные герои.? — Как будем читать слова мамы? Маши? *Чтение в парах *После подготовки одна пара у доски — Действительно ли мама надрала бы Машу? — Где доказательства? — Почему они засмеялись? -Что ты можешь сказать об этой семье? — Похожа ли ваша семья на эту?Чем? — Давайте оценим вашу работу в парах. По каким критериям? 1. Выразительность 2. Умение работать дружно. — У вас на столах ладошки разного цвета. Оцените себя и поднимите две ладошки ( на доске критерии) Красная – читали выразительно Желтая – не выразительно Зеленая – работали дружно Синяя – работали не дружно — Как вы думаете, почему у рассказа такое название? — Что оно отражает? Тему или идею? |
3 ряд читает, остальные следят.
Отвечают на вопросы Читают 2 часть, выполняя задания. Проверяют Высказывают мнение, доказывая Находят, зачитывают. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Выбирают критерии Отвечают на вопросы Оценивают свою работу в парах по 2 критериям. Отвечают на вопросы |
|
|
— Какие задачи стояли перед нами на уроке? — Давайте сформулируем главную мысль произведения? — Правильно ли автор сделал, что поместил это произведение в этот раздел? Почему? |
Отвечают на вопросы. |
Оценивание ребят Домашнее задание: прочитать еще раз произведение и подобрать пословицы. |