Составитель: Е. В. Левшенкова, учитель информатики, МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Продолжительность – 15 дней
Пояснительная записка
Лето – дивная пора. Дети, уставшие за время учебного года, наконец-то получают возможность самореализации в свободной деятельности, в непринужденной дружеской атмосфере. Летний отдых призван не только снять эмоциональное и физическое напряжение, накопленное за год, но и предоставить возможность проявления скрытых потенциалов ребенка.
Профильный отряд – одна из форм занятости, когда объединяются ребята из разных классных коллективов, появляется возможность создания нового детского сообщества, в котором формируется позитивный психологический микроклимат. За счет комбинации разнообразных видов занятости учащихся (ролевые, коммуникативные, подвижные, логические игры, самостоятельные и групповые творческие задания) происходит укрепление здоровья учащихся; отдых позволяет не только набраться сил для дальнейшей учебной деятельности, но и повышает уровень общего развития детей, расширяет их кругозор, формируются новые навыки, необходимые для гармоничного и всестороннего развития.
Цель профильного отряда «Векторная графика»:
- создание условий для активного отдыха учащихся, для разностороннего развития склонностей и способностей детей;
- развитие коммуникативных навыков продуктивного общения, воображения, творческой фантазии, воспитание уважительного отношения к окружающим.
Задачи:
- создать условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья детей, сочетая активный отдых с углублением знаний в области информационных технологий;
- сформировать отношения сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми: научиться уважать чужое мнение, слушать и говорить;
- научить использовать инструментарий программы Inskcape для реализации творческих навыков;
- сформировать санитарно-гигиеническую культуру при использовании технических средств;
- укрепить здоровье, содействовать полноценному физическому и психическому развитию.
Данная программа работы профильного отряда разработана для занятий с детьми 5-7 классов, включает 15 занятий комбинированного типа.
Методические особенности.
- Каждое занятие начинается с проведения подвижных и игр, которые заменяют традиционную форму проведения утренней зарядки. Игра не только реализует двигательную потребность, но и способствует формированию коммуникативных навыков, тренирует память, нестандартное мышление.
- Изучению материала предшествует какая-либо деятельность, напрямую не связанная по мнению детей с темой занятия, но позволяющая повысить мотивацию к познанию, формирующая основу для восприятия и осмысления предстоящей деятельности. Например, перед введением понятий растровой и векторной графики ребятам предлагается два творческих задания – нарисовать дом и создать аппликацию. Проведя сравнительный анализ проведенной работы, дети не только осознанно воспринимают материал, но и в состоянии самостоятельно сделать выводы о различиях видов графики, их преимуществах и недостатках, перенеся самостоятельно сформулированные знания в новую для них область компьютерной графики.
- Изучив под руководством и с помощью руководителя теоретические знания и приобретя первоначальные навыки работы на компьютере, дети проецируют полученный опыт в творческом задании, завершающем работу с темой.
- Один из обязательных этапов – рефлексия – проводится так же в виде творческого мини проекта. Ребята делятся на 4 группы (группы каждый день меняются номерами, возможно и составом – группы по желанию) для создания слайдов отчета. 1 слайд – «Мы узнали», 2 слайд – «Мы научились», 3 слайд – «Нам понравилось», 4 слайд – «Хотим узнать», 5 слайд – «Наши работы» (выполняет учитель). В течение смены каждый ребенок неоднократно проведет анализ своей деятельности по каждому из четырех направлений. Попутно дети осваивают один из самых эффективных способов наглядного представления информации при помощи компьютерной техники – создание презентации, которая выступает не как самоцель, а лишь как инструмент решения поставленной задачи.
- Во время проведения занятий предусмотрены три паузы по 10 минут для отдыха детей, общения на свободные темы, что позволяет не только исключить перегрузки, но и способствовать развитию навыков общения.
Работа отряда регламентируется планом-сеткой, в которой отражены основные тематические направления каждого дня, рассматриваемые понятия и инструментарий, а также компьютерный практикум. В приложении к программе представлены краткие планы нескольких занятий.
Необходимое оборудование:
- компьютерный класс на 12 человек;
- интерактивный мультимедийный проектор;
- комплект ПО:
- ОС Windows 7
- бесплатный векторный графический редактор Inkscape
- программа PowerPoint, входящая в пакет прикладного ПО MS Office;
- канцелярские принадлежности (бумага, краски, маркеры, фломастеры, клей, ножницы и т.д.);
- дополнительный инвентарь для проведения игр.
План-сетка занятий:
№ занятия | Дата | Тема | Основные понятия | Компьютерный практикум |
1. | 13.06.2014 | Понятие векторной графики. Знакомство с редактором Inskcape | Векторная графика, графический примитив, графический редактор, инструменты выделения, перемещение объектов, работа с палитрой, группировка объектов | Пр. №1 «Дом, в котором я живу» |
2. | 14.06.2014 | Работа с узлами | Инструмент Перо, узел объекта, типы узлов, размывание, градиентная заливка | Пр. №2 «Милому другу» |
3. | 16.04.2014 | Изучаем инструменты: звезда | Инструменты звезда и эллипс, копирование и группировка объектов, градиенты, заливки и обводки | Пр. №3 «Звездочка с глазками» |
4. | 17.06.2014 | Изучаем инструменты: эллипс | Инструмент эллипс, градиент, вставка текста, поворот объектов | Пр. №4 «Праздник» |
5. | 18.06.2014 | Работа с текстами | Вставка текста, изменение наклона и высоты расположения букв, работа с контуром, создание связной стяжки, эффекты тени | Пр. №5 «Детские надписи» |
6. | 19.06.2014 | Такие разные тексты | Свойства контуров и возможность их объединения и исключения, булева операция «Исключающее ИЛИ» | Пр. №6 «Табличка с вырезанной надписью» |
7. | 20.06.2014 | «Круглая» тема | Инструмент эллипс, создание эффектов тени и сета, бликов; прозрачность | Пр №6 «Сладкий подарок» |
8. | 21.06.2014 | Рисуем абстрактные обои | Кривые Безье, типв узлов, работа с узлами – разрыв кривой, соединение узлов, интерполяция, эффекты | Пр №7 «Обои на рабочий стол Валентинка» |
9. | 23.06.2014 | Граффити | Создание узоров из фигур, на примере кирпичной стенки, копирование, группировка объектов, установка размера объекта | Пр. №8 «Стиль города» |
10. | 24.06.2014 | Сложные контуры | Булевы операции: создание сложных контуров с помощью разности двух более простых контуров | Пр. №9 «Жизнь жуков» |
11. | 25.06.2014 | Пр. №10 «Кукла в стиле кантри» | Использование фильтров, Булева операция суммирования, «дрожание» узлов | Пр. №10 «Кукла в стиле кантри» |
12. | 26.06.2014 | Пр. №11 «Шарик из пазлов» | Векторизация растра, разбиение контура, градиент | Пр. №11 «Шарик из пазлов» |
13. | 27.06.2014 | Пр. №12 «Пигнвин» | Закрепление навыков работы с объектами, градиентами, создания бликов | Пр. №12 «Пингвин» |
14. | 28.06.2014 | Творческое задание «Векторный пейзаж» | Составление сюжетного изображения из отдельных объектов | Творческое задание «Векторный пейзаж» |
15. | 30.06.2014 | Творческое задание «Векторный пейзаж» | Составление сюжетного изображения из отдельных объектов | Творческое задание «Векторный пейзаж» |
Приложение 1
План занятия №1:
№ занятия | Дата | Тема | Основные понятия | Компьютерный практикум |
1. | 13.06.2014 | Понятие векторной графики. Знакомство с редактором Inkscape | Векторная графика, графический примитив, графический редактор, инструменты выделения, перемещение объектов, работа с палитрой, группировка объектов | Пр. №1 «Дом, в котором я живу» |
-
Игры на знакомство (20 минут)
«Математика»
Дети сидят в кругу. Учитель даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное двум (трём, четырем), произносит вместо цифры своё имя».
«А я еду, а я тоже, а я заяц»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место — не занято никем. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок — со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц», четвертый — четвертый – «А я с …» (произносит имя присутствующего). Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего — успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
-
Правила ТБ. (20 минут)
Перерыв (10 минут) – свободное время.
-
Подготовка к восприятию материала – творческая работа.(15 минут)
Дети делятся на две группы. Одна получает краски, кисти, ватман, другая – цветную бумагу, ножницы, клей. Задание – используя имеющиеся принадлежности изобразить «Дом, в котором я живу».
В результате необходимо обсудить различия в технологии создания изображения.
-
Введение понятия растровой и векторной графики. (25 минут)
Учитель, используя презентацию объясняет основные понятия занятия, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого из видов графики.
Перерыв (10 минут) – свободное время.
-
Компьютерный практикум.(30минут)
Пр. №1 «Дом, в котором я живу»
-
Коллективное составление отчета по проделанной работе (10 минут).
Ребята делятся на 4 группы (группы каждый день меняются номерами) для создания слайдов отчета. 1 слайд – «Мы узнали», 2 слайд – «Мы научились», 3 слайд – «Нам понравилось», 4 слайд – «Хотим узнать», 5 слайд – «Наши работы» (выполняет учитель)
Перерыв (10 минут) – свободное время.
-
Самостоятельная творческая деятельность учащихся (40 минут).
Ребята по группам или индивидуально выполняют работу на свободную тему. 1 этап – создание аппликации из бумаги, 2 этап – реализация в среде векторного редактора Inskscape, 3 этап – демонстрация аппликаций и компьютерных работ, их обсуждение.>
Приложение 2
План занятия №2:
№ занятия | Дата | Тема | Основные понятия | Компьютерный практикум |
2. | 14.06.2014 | Работа с узлами | Инструмент Перо, узел объекта, типы узлов, размывание, градиентная заливка | Пр. №2 «Милому другу» |
План занятия:
-
Игры на знакомство (20 минут)
Игра «Ветер дует на…»
Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» и так далее…
«А я еду, а я тоже, а я заяц…»
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место — не занято никем. В центре — водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок — со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я заяц», четвертый — четвертый – «а я с …» (произносит имя присутствующего). Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего — успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
-
Закрепление правил ТБ. (5 минут).
Игра «Если «Да» — хлопай, если «нет» — топай». Учитель произносит различные утверждения, если они соответствуют правилам ТБ в кабинете информатики, дети хлопают, нет – топают.
-
Компьютерное тестирование по правилам ТБ (15 минут)
Перерыв (10 минут) – свободное время.
-
Подготовка к восприятию материала – игра «Клубочек».(15 минут)
Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос сидящему рядом участнику игры (например: «Что ты любишь?») и передает ему клубочек Ребенок берет его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку и передает ему клубочек. Таким образом в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое. Далее дети перемещаются по классу для создание контура определенной фигуры.
-
Введение понятий, знакомство с инструментами для выполнения практической части. (15 минут)
Учитель, используя презентацию объясняет основные понятия занятия, обращая внимание на достоинства и недостатки каждого из видов графики.
Перерыв (10 минут) – свободное время.
.
-
Компьютерный практикум.(30минут)
Пр. №2 «Милому другу»
-
Коллективное составление отчета по проделанной работе (10 минут).
Ребята делятся на 4 группы (группы каждый день меняются номерами) для создания слайдов отчета. 1 слайд – «Мы узнали», 2 слайд – «Мы научились», 3 слайд – «Нам понравилось», 4 слайд – «Хотим узнать», 5 слайд – «Наши работы» (выполняет учитель)
Перерыв (10 минут) – свободное время.
-
Самостоятельная творческая деятельность учащихся (40 минут).
Ребята по группам или индивидуально выполняют работу на свободную тему. Единственное условие – использование рассмотренных инструментов. Возможный вариант – доработка предыдущей работы. Демонстрация компьютерных работ, их обсуждение.