Урок-размышление «И жизнь твоя пройдет незрима на незамеченной земле …»
(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)
Цели урока:
— подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий: доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
— развить умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы.
Задачи урока:
Обучающие:
- актуализация знаний по теме занятия;
- развитие умения учащихся анализировать текст.
- Развивающие:
- умение высказывать оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения;
- формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
- развитие личности ученика, его мировоззрения;
- Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Воспитывающие:
- формирование нравственных качеств таких, как доброта, милосердие, чуткость, человечность.
Методические приемы ведения урока: рассказ учителя, беседа-дискуссия с учащимися, использование элементов критического мышления, постановка морально-этической проблемы, стратегия смыслового чтения, устное рисование (психологический портрет героя), использование медиапроектора ( слайды), работа в рабочих листах.
Наглядность: рабочие листы; учебник; презентация учебного занятия.
Класс разбит на 3 группы.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя (Слайд 1 + музыка)
Ф. И. Тютчев.
Русской женщине
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незрима
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, –
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…
— Так кто они, русские женщины? Жертвы? Страдалицы? Рабы? Праведницы? На эти и другие вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке.
3. Обращение к теме урока.
— Обратимся к тебе нашего сегодняшнего урока. (2 слайд)
— Ребята, сегодня мы работаем не в тетрадях, а в рабочих листах. Запишите тему.
— Залайте вопросы по теме урока.
— Мы будем говорить не только о произведении, но и о России, о русском человеке, о русском народе, о смысле жизни человеческой.
4. Исследовательская работа с текстом произведения.
Образ Матрёны в произведении.
— Давайте обратимся к героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
«Ассоциативное облако». Использование приема «говорящее имя». (работа с творческими листами) (Слайд 3,4)
— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы представляете Матрёну? Запишите в облаке.
— Спасибо. Такой вы, читатели, увидели её. А какой её видят герои произведения, давайте посмотрим. Я предлагаю вам исполнить роли героев произведения, вжиться в роль и дать характеристику Матрёны от первого лица.
! Обратимся ко второму заданию «Рабочего листа»:
5. Поисковая работа «Листая страницы жизни героя». (Слайд 5)
1 группа: «Матрёна глазами соседей (односельчан)»
(«Ну, разве что к Матрене зайдем, — сказала моя проводница, уже уставая от меня. — Только у нее не так уборно, в запущи она живет, болеет». Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”.
Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это).
— Сделайте вывод об отношении односельчан к Матрёне. (Запись 1)
2 группа: «Матрёна глазами Фаддея»
(Если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих…)
— Сделаем вывод об отношении Фаддея к Матрёне. (Запись 2)
3 группа: «Игнатьич о Матрёне…»
(Но — удивительное дело! — не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.
“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того — по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.
Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием).
— Так как же относится Игнатьич к Матрёне? (Запись 3)
Исследовательская деятельность в рабочих листах.
5. РефлЕксия.
— Ребята, мы с вами рассмотрели отношения героев к Матрёне, а теперь давайте выясним, как же автор относится к своей героини.
— Есть ли в произведении герой, выражающий позицию автора?
Обратимся к финалу произведения. Выразительное чтение финала рассказа.
— В каких строчках ярче всего выражено авторское отношение к героине?
6. Итог. (Слайд 6)
— Так кто она, Матрёна? Жертва? Страдалица? Раба? Праведница?
ПОЧЕМУ? В нескольких предложениях ответьте на данный вопрос. Выскажите свою позицию.
! (Доп. Время) — В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначил свое понимание праведника: “Есть такие прирожденные ангелы — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности. (Слайд 7)
— Ребята, почему они ангелы? Ведь они жили в таких же условиях? Среди этих людей? Почему они не уподобились всем?
— О людях бескорыстных, нравственных, умеющих жертвовать мы читали в художественной литературе.
— Какие произведения вы знаете? («Живи и помни», «Юшка», «Русские женщины»)
! А в современном мире есть такие люди? (Слайд 8) – Знакомы ли вам эти лица?
Итоговая речь.
Мы увидели, что они живут и среди нас. Нам надо к ним относиться бережно, чтобы стояло село, город и вся земля наша.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Фамилия и имя ученика
Тема:
- Портрет героини.
- Исследовательская работа.
Матрёна глазами
односельчан |
|
Матрёна глазами Фаддея | |
Игнатьич о Матрёне |
- Творческая работа.
«Так кто она, Матрёна? Жертва? Страдалица? Раба? Праведница?»