Цели урока: повторить понятия: ˝Работа и мощность˝ через различные виды деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся , воспитание коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом.
Форма урока: командно-групповая (некоторые задания выполняются в паре, от деятельности которой зависит результат всей команды)
Ход урока:
Игровое поле состоит из красочного плаката, на котором нанесен маршрут восхождения. Привалы пронумерованы ( в зависимости от тем уроков используется от 6 до 10 привалов ). На каждом привале выполняется задание. Задание находится в кармашке плаката. Перед началом урока формируются команды, каждая команда получает свой маршрутный лист (определенного цвета, задания в таких-же конвертах или папках ). Продвижение по маршруту отмечают вымпелом цвета команды. Каждое задание обязательно проверяется.
-
Оргмомент: цели урока, организационные моменты по формированию команд.
-
Повторение изученного материала:
Команда ˝зеленых˝
1 задание – эстафета формул: A═…×S
…═…×q
…═…×v
…═…./ q×h
….═…/S
2 задание — теоретические вопросы:
1)Что называется работой?
2)В каком случае работа положительна?
3) В каких единицах измеряется мощность?
4) Что показывает мощность?
5)В каких единицах измеряется работа?
3 задание – решение задачи
Штангист поднял штангу массой 140 кг на высоту 80 см за 0,2 с . Какую среднюю мощность развил спортсмен при этом?
4 задание – качественные задачи:
1)Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром , половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшуюся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили мальчик и девочка? Ответ объясните.
2)Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом.
3)Два одинаковых корабля развивают разную мощность. С одинаковой ли скоростью будут двигаться корабли?
4)В каком случае совершается большая работа: при действии силы 5 Н на расстоянии 6 м или при действии силы 15 Н на расстоянии 2 м?
5)Парашютист спустился на парашюте. Совершалась ли в этом случае работа?
5 задание – экспериментальное :
Измерьте высоту стола и определите работу, необходимую для поднятия тела на высоту этого стола. Результаты в виде задачи запишите в тетрадь.
Приборы: линейка, тело, динамометр.
Команда ˝синих˝
1 задание – эстафета формул:
N═…/t
…═…×S
…═…×g
…═ρ×…
…═…×b×c
2 задание – теоретические вопросы:
1)Какие два условия необходимы для совершения механической работы?
2)Когда совершается отрицательная работа?
3)Чему равен 1 ватт?
4)Какие единицы мощности используются в технике?
5)Чему равен 1 кДж?
3 задание – решение задачи:
Какая работа совершается при подъеме гранитной плиты объемом 5 м³ на высоту 10 м. Плотность гранита 2600 кг/м³.
4 задание — качественные задачи:
1)Ведро воды из колодца мальчик равномерно поднял один раз за 20 с, а другой раз за 40 с.Одинаковая ли работа была совершена в этих случаях?
2)Используя условие предыдущей задачи: что можно сказать о мощности при выполнении этих работ?
3)Нагруженный автомобиль при той же мощности двигателя и по той же горизонтальной дороге движется медленнее ненагруженного. Почему?
4)Совершает ли человек механическую работу, поднимаясь по лестнице на верхний этаж здания.
5)Гиря висит неподвижно на проволоке и действует на нее с некоторой силой. Совершается ли при этом механическая работа?
5 задание – экспериментальное:
Определите мощность, развиваемую при подъеме тела на высоту 50 см в течении 2 с. Результаты в виде задачи запишите в тетрадь.
Приборы: динамометр, тело, линейка.
Команда ˝розовых˝
1 задание – эстафета формул:
…═ρ×v
…═…×g
…═…/S
…═…×S
…═…./t
2 задание – теоретические вопросы:
1)От чего зависит работа?
2)Дайте определение единицы работы Джоуль.
3)Что характеризует мощность?
4)Чему равен 1 кВт?
5)Как рассчитать работу если известна мощность и время выполнения работы?
3 задание – решение задачи:
С плотины высотой 20 м за 5 мин падает 500000 кг воды. Какая мощность развивается при этом?
4 задание – качественные задачи:
1)Две девочки, имеющие разную массу, наперегонки взбегали по лестнице и поднялись на третий этаж одновременно. Одинаковую ли мощность развивали они при этом. Ответ обоснуйте.
2)Два тела разной массы падают с одинаковой высоты за одно и тоже
время. Одинаковую ли работу совершают тела?
3)Используя условие предыдущей задачи: одинаковая мощность развивается телами в данном случае?
4)Совершает ли механическую работу человек, поднимаясь в лифте на последний этаж многоэтажного дома?
5)Совершается ли механическая работа при падении воды с некоторой высоты?
5 задание — экспериментальное:
Определите работу, совершаемую при движении деревянного бруска по поверхности стола( по его ширине). Результат в виде задачи оформить в тетради
Приборы: линейка, динамометр, деревянный брусок.
-
Подведение итогов урока.
4)Домашнее задание :§54-55 повторить, упр.29(4,6)
Выводы: используя данный тип урока для повторения изученного материала за короткий промежуток времени проверяется большой объем материала, все учащиеся вовлечены в учебную деятельность, результаты самостоятельных и контрольных работ после проведения таких уроков повышаются.