Конспект урока русского языка (развитие речи). Изложение. Тема:Изложение рассказа Е. Чарушина по плану

Автор: Волкова Алена Александровна, учитель начальных классов

Цель: Формирование умения пересказывать текст с опорой на план.

Задачи:

Формировать умение:

  • работать с текстом
  • определять жанр произведения
  • определять его главную мысль
  • давать название рассказу
  • оелить текст на части
  • определять главную мысль каждой части
  • составлять план пересказа
  • пересказывать текст с опорой на план.

2. Продолжать развивать умения:

  • решать орфографические задачи
  • определять лексическое значение слов
  • работать в паре
  • осуществлять контроль (самоконтроль)

3. Воспитывать умение слушать и слышать ученика, учителя, самого себя.

Формирование УУД на уроке русского языка. Изложение.

Регулятивные:

  • Умение ставить учебную задачу урока.
  • Умение планировать последовательность учебных действий с поставленной задачей.
  • Умение составлять план действий по заданию и выполнять его.
  • Умение действовать по плану.

Познавательные:

  • Умение работать с новой информацией.
  • Умение применять логические действия (определять жанр, главную мысль, делить текс на части, определять главную мысль каждой части)
  • Умение строить рассуждение на основе проблемы.
  • Умение сравнивать и делать вывод.
  • Умение осуществлять выбор информации.
  • Умение логично решать поставленные задачи урока.

Коммуникативные:

  • Умение высказывать свою точку зрения.
  • Умение пересказать текст и услышать одноклассника
  • Умение исправить и объяснить ошибку.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент урока
— Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Хочу пожелать вам успеха и хорошей работы.  
Тема урока, актуализация знаний
— Прочитайте тему урока.

— Что такое изложение?

— Какие учебные задачи поставите к уроку?

— Изложение

Ученики дают ответы и ставят задачи урока:

Вспомнить………

Учиться…………..

Узнать………….

Работа по теме урока
— Откройте учебник на 26 странице.

— Прочитайте первый вопрос задания.

— Как доказать сколько частей в тексте? Докажите.

— Прочитайте задание. Какие задачи стоят перед вами?

— Прочитайте текст. Что можете сказать о нем?

— Из скольких частей состоит текст?

— Прочитайте первую часть? О чем говорится в ней? Как можно озаглавить данную часть? Почему?

— Найдите 2 часть, прочитайте, как можно озаглавить данную часть одним предложением.

— Прочитайте 3 часть текста.

— Что заметили?

— Обратите внимание на последнее предложение. Как называет автор своих героев?

— Какое название вы бы дали тексту.

— Обратите внимание на слово «ОЗОРНИКИ». Какая орфограмма встретилась в этом слове?

— Запишите, пожалуйста, свое название или то, которое предлагаю вам я.

Вот какие озорники!

— Прочитайте план пересказа еще раз.

— Какая задача стоит пред вами на этом этапе урока?

Учащиеся определяют количество отступов в тексте (красных строк). Делают вывод, отвечают на вопрос.

Работают с заданием, определяют задачи (Определить сколько частей, доказать ответ, прочитать текст, определить главную мысль и прочитать предложение)

Учащиеся определяют жанр текста. Доказывают.

Ученики доказывают ответ, читая каждую часть.

Определяют главную мысль каждой части, доказывают ответ. Дают название каждой части предложениями из текста.

Определение главной мысли и выбор нужного предложения. Доказывают ответ.

Анализируют, как составлена 3 часть, объясняют свои наблюдения. Делают выводы

Еще раз дети читают последнее предложение, находят нужное главное слово. Делаю вывод, что именно так можно озаглавить текст.

Доказывают.

Ученики ставят перед собой следующую задачу урока. Пересказать текст устно, затем письменно.

Подготовка к пересказу
— Скажите, пожалуйста, от какого лица ведется рассказ? Докажите.

— Найдите и прочитайте ту часть текста, где автор рассказывает эту историю.

— Назовите слова, которые вам помогли.

— Молодцы!

— О ком еще автор рассказывает в данной части текста? Докажите, прочитайте предложения.

— Назовите глаголы, которые помогают наблюдать за действиями мишек.

— Что можете сказать о формах этих глаголов?

— В каком времени глаголы употреблены во 2 части. Почему?

— Вернитесь к 1 части. Перечислите глаголы 1 части. Что можете сказать о них? Как вы думаете, почему глаголы в прошедшем времени?

— Найдите в тексте описание героев. Как называет их автор? Что заметили? Почему он называет их по-разному?

— Найдите в тексте предложение, где он не использует слов: мишки и озорники. Прочитайте.

— О ком идет речь в этих предложениях? Какие слова доказывают, что идет речь о героях? Докажите.

— Назовите слова, которые помогают определить действие озорников.

— Кто сможет объяснить значение слова «отваливают»? (Обратите внимание на картинку, она вам поможет)

— Можно ли сказать иначе? Подбери синоним к данному слову.

— Обратите внимание на выделенные слова. Что можете сказать о них?

— Зачем автор использует местоимения в речи?

— Найдите предложения сравнения. Какими были медвежата, а какими стали?

— Прочитайте предложение, в котором автор описывает действие кирпича. Объясните, почему следующее предложение начинается с союза «А»? На что указывает союз?

— Обратите внимание еще раз, как автор называет медвежат?

— Подумайте, каким еще секретом письма пользуется автор? С какого слова начинается 2 часть? Почему?

— Обратите внимание на написание слова «Однажды», постарайтесь запомнить словарное слово.

Определяют, от какого лица ведется текс, доказывают текстом. Делают вывод.

Читают данную часть еще раз. Находят доказательства из текста.

Находят глаголы и доказывают свой выбор.

Определяют форму глаголов (время).

Доказывают, почему автор использовал глаголы прошедшего времени.

Находят описание в тексте героев. Работают с текстом. Доказывают свой выбор.

Сравнивают, как автор называет мишек, объясняют, почему он использует разные слова.

Определяют, какими частями речи они являются.

Работают с текстом самостоятельно, выбирают нужное предложение. Находят глаголы, которые передают смысл, доказывают выбор.

Работают с иллюстрацией и определяют значение глагола. Подбирают синонимы к донному слову «отваливают»

Работают с текстом, с выделенными словами. Определяют часть речи. Объясняют, какую роль играют данные слова в тексте, и чем они важны.

Ученики определяют секреты письма автора. Доказывают свой выбор. Объясняют, зачем автор использует их в своей речи.

Орфографическая работа
— Вернемся к 1 части.

— Ребята, найдите слова с орфограммами:

1. С проверяемым безударным гласным в корне слова. Докажите.

2. С непроверяемым безударным гласным в корне слова.

3. Слова с орфограммами в суффиксе, в приставке.

— Слова со второй части я вынесла на доску. Прочитайте их, по какому признаку слова разбили на 2 группы?

— Прочитайте слова 2 столбика хором, вслух. Постарайтесь запомните написание данных слов.

(Выборочно доказать слова 1 группы с проверяемым безударным гласным)

— Найдите глаголы с сочетанием -ться—тся-. Докажите выбор слов.

— Найдите в тексте восклицательное предложение. Запомните, в какой части оно записано.

— Где можно найти подсказку?

Ученики работают с текстом. Находят слова с данными орфограммами, доказывают выбор слов и объясняют решение орфографических задач.

Определяют правило, называют признаки, доказывают свои ответы. Решают орфографические задачи в словах, где это возможно. Остальные слова запоминают. Делают выводы.

Работают с текстом. Выборочно называют глаголы с данной орфограммой, доказывают, используя правила.

Работают с текстом, находят нужное предложение.

Делают вывод, что это предложение есть в плане.

Пересказ текста
— Сейчас попробуем пересказать текст, используя все ваши умения и знания.

— Прочитайте текст еще раз.

— Попробуйте пересказать текст самостоятельно про себя, обращаясь к плану.

— Перескажите 1 часть рассказа вслух (спросить 2,3 ученика)

2 часть рассказа перескажите друг другу, помогая.

3 часть перескажем хором.

— Кто из ребят попробует пересказать текст вслух .

— Прослушаем пересказ одного ученика внимательно. Дополните, если нужно. Если заметите речевые ошибки, исправьте.

— А сейчас запишите пересказ текста, соблюдая все правила письма. Будьте внимательны и аккуратны.

— После записи проверьте изложение по памятке 4.

— Кто сможет прочитать свое изложение?

— Ваша задача внимательно прослушать изложение. Исправить, если нужно и дать словестную оценку работе одноклассника. Справился с пересказом или нет и почему?

Ученики читают текст еще раз, используя план , пересказывают самостоятельно текст, затем пересказывает 1 часть рассказа перед учениками вслух (выборочно), 2 часть ученики пересказывают друг другу, исправляя ошибки, 3 часть текста пересказываем хором ( в данной части 2 предложения)

Пересказ одного ученика.

Ученики записывают пересказ текста по плану.

Проверяют запись по памятке.

Один ученик читает полученное изложение, Ученики внимательно слушают, дополняют, исправляют.

Итог урока
— Чему учились на уроке?

— Что нового узнали?

Ученики подводят итог, исходя из поставленных задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 6 =