Автор: Волкова Алена Александровна
Цель: Формирование умение анализировать и давать оценку действиям героев рассказ Н.Н Носова.
Задачи:
Формировать умение:
- работать с текстом
- определять жанр произведения
- определять главных и второстепенных героев рассказа
- анализировать поступки героев рассказа
- давать оценку поступкам и уметь находить положительные и отрицательные стороны ситуаций
- определять его главную мысль рассказа
2. Продолжать развивать умения:
- плавного, беглого и выразительного, правильного чтения без ошибок
- строить правильные предложения, выражая свою мысль
- доказывать свою точку зрения, спорить
- работать в паре
- осуществлять контроль (самоконтроль)
3. Воспитывать умение слушать и слышать ученика, учителя, самого себя.
Формирование УУД на уроке русского языка. Изложение.
Регулятивные:
- Умение ставить учебную задачу урока.
- Умение планировать последовательность учебных действий с поставленной задачей.
- Умение составлять план действий по заданию и выполнять его.
- Умение слушать вопрос учителя, находить ответ по поставленному вопросу.
Познавательные:
- Умение работать с новой информацией.
- Умение применять логические действия (определять жанр, главную мысль, определять главную мысль каждой части, анализировать поступки героев)
- Умение строить рассуждение на основе проблемы.
- Умение сравнивать и делать вывод.
- Умение осуществлять выбор информации.
- Умение логично решать поставленные задачи урока.
Коммуникативные:
- Умение высказывать свою точку зрения.
- Умение анализировать текст и слышать одноклассника, учителя
- Умение исправить и объяснить ошибку.
Этапы Урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
2. Работа над новой темой урока 3. Актуализация знаний 4. Работа с текстом 5. Работа над содержанием текста. Анализ текста 6. Подведение итогов |
— Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Тихо, спокойно садитесь на свои места
— Откройте учебник на станице 129. Прочитайте название нового раздела литературного чтения. — Что можете сказать о прочитанном? Как понимаете данное выражение? — Сегодня мы познакомимся с произведение Н.Н. Носова « Огурцы» — Какие учебные задачи вы бы поставили? -Молодцы! — Что вы можете сказать об авторе Н.Н. Носове. -Вспомните и расскажите по 1-2 предложению. — Как вы думаете, для кого написано данное произведение? — Есть ли такие дети в классе, кто читал это произведение? Если есть то про себя, не вслух ответьте на следующий вопрос. Остальные работают вслух. -Прочитайте название и подумайте о чем оно? — Возможно и так. Чтобы подтвердить ваши догадки, какая учебная задача стоит перед вами? — Начнем работу с речевой работы: 1. Читай целыми словами глазками, затем вслух. 2. Читай первый раз плавно по слогам, затем целыми словами (Читает по слогам один ученик, остальные следят, затем все хором проговаривают данное слово) 3. Читай внимательно (читают несколько учеников) — После прочтения произведения ваша задача: · Определить жанр · Ответить на вопрос: Какие чувства и эмоции вызвало у вас это произведение? -Отвечая на вопрос, вы можете воспользоваться словарем настроения в РТ на 125 стр. (Начинает читать произведение учитель, затем продолжают чтение подготовленные ученики. На 136 стр. Учитель останавливается и предлагает ученикам подумать, что будет происходить дальше. Затем чтение продолжает учитель, затем несколько учеников ) На 138 странице учитель предлагает подумать, какие события могли бы происходить дальше. Чтение текста заканчивают ученики. — Вспомните, какие задачи ставил, перед вами учитель в начале работы. — Что вы можете сказать о прочитанном тексте? — Определите жанр произведения. — Какие чувства, эмоции вызывает у вас рассказ Николая Носова? Объясните, почему? -Подумайте, каких предложений очень много в данном тексте? Почему? — Кто является главным героем? — Что можете сказать о ребятах. Что узнали? Что же с ними произошло? -Найдите в тексте ту часть, где описываются данные события, прочитайте. -Кто из героев еще встречается в рассказе? — Что можешь рассказать о них. — Что можно сказать о маме? — В РТ где у вас закладка, напишите несколько прилагательных, которые могут охарактеризовать маму. Какая она? -Кто сможет найти доказательства в тексте? Прочтите. Кто-то считает иначе? -С какой интонацией нужно прочитать данные строки? Почему? Докажите. -Как вы думаете, почему мама именно так разговаривала с сыном? — Какими словами можно охарактеризовать главного героя? -Данное задание необходимо выполнить в паре. Запишите как можно больше прилагательных о мальчике. -Постарайтесь к каждому прилагательному найти строки- доказательства в тексте. — О ком еще из героев вы хотите рассказать? -каким человеком оказался Павлик? Почему? Докажите, можно найти доказательства в тексте. — А что можно сказать о стороже? Почему? Найдите доказательства в тексте. — Как повела себя мама во второй части текста? Найдите в тексте слова, которые описывают ее поведение. — Как вы думаете, какие чувства сын испытывал после ее слов? Почему? -В РТ на 54 стр. в зад. №1 есть иллюстрации с эмоциями Котьки. Выполните задание . — Найдите в тексте слова, которые подходят каждой картинке. · Радость · Страх · Огорчение · Стыд · Облегчение · Радость (Данные слова выносятся на доску, затем после выполнения задания ученики проверяют свою работу с работой учителя) -что замели? -Почему чувство радости повторяется дважды? Почему? — Одинаковое ли это чувство радости в этом рассказе? Почему? — Какова главная мысль данного рассказа? Чему хотел научить вас Николай Носов? — Может ли такая ситуация случится в жизни с вами или вашими знакомыми? — Как бы вы поступили в такой же ситуации? — Что нового для себя узнали, что запомнили? — В РТ на 55 стр. выберите, пожалуйста, пословицу, которая больше подходит рассказу. Почему так думаете, докажите. — На следующем уроке продолжим работать с рассказом Николая Носова. У каждого из вас есть сюжет из рассказа, прочтите еще |
Ученики читают название нового раздела и отвечают на вопросы учителя. Работают с названием, ставят учебные задачи урока.
Ученики вспоминают биографию Н. Носова, коротко рассказывают то, что уже известно. Ученики думают и рассуждают о названии текста. Дают свои ответы на поставленные вопросы, рассуждая, о чем может быть данный текст. Решают учебные задачи совместно с учителем, выполняют тренировочные задания перед чтением текста. Читают текст совместно с учителем, отвечают на поставленные вопросы, догадываются, что же могло происходить дальше, рассуждают, делают вывод, исправляют друг друга. Учащиеся вспоминают, какие задачи ставил перед ними учитель, затем определяют жанр произведения, доказывают. Высказывают, какие чувства и эмоции вызвало у них данное произведение. Определяют главных и второстепенных героев, доказывают. Дают им оценку, их поступкам, ситуации, которая с ними произошла. Работают с текстом в учебнике, доказывая свои ответы. Работают в рабочей тетради, выполняя задания по тексту. Работают со словарем настроения. Работают в парах, доказывают свой выбор, рассуждают и спорят. Анализируют поступки, фразы каждого героя. Ставят себя на место героев, думают и рассуждают, как бы они поступили в данной ситуации. В Рабочей тетради работают с иллюстрациями, определяют чувства эмоции, выстраивают их логически правильно с опорой на текст. Сравнивают чувство радости, анализируют, делают вывод о том, что чувство радости бывает разным. Определяют главную мысль, делают выводы. |